Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 






СТИМУЛЯЦИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ (Элизабет Зосмер)  > Humans.ru - Сообщества, психология и НЛП  > Мир Человека  > Сообщества  > Иные Человеки ?  > Пути к Здоровью  > СТИМУЛЯЦИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ (Элизабет Зосмер)

[Обсуждение]  (1 реплика, 17.06.2003 15:10)  [Вид для печати]
    

ПЕРВЫЕ НЕДЕЛИ И МЕСЯЦЫ

Беспокоясь о развитии ребенка, родители часто спрашивают, когда же их малыш с синдромом Дауна научится сидеть или ходить. Некоторые ответы на эти и другие вопросы, вы сможете найти в таблице (Клара Каннинг и Зигфрид Пушел):

Очень важно ребенку с синдромом Дауна уже в раннем возрасте привить интерес и навыки, требующиеся для разнообразных физических упражнений и активного отдыха" игры в мяч, плавания, танцев. Радость и удовлетворение, которые человек получает от того, что его тело используется с толком, позволят в будущем сделать эмоциональные переживания вашего ребенка более полноценными. В этой главе описывается много упражнений, с помощью которых родители могут стимулировать развитие навыков общей моторики в раннем возрасте.
КОНТРОЛЬ НАД ГОЛОВОЙ
Пожалуй, самой важной задачей на начальном этапе работы по программе ранней педагогической помощи является установление хорошего контроля над головой. До окончания освоения этих навыков трудно приступить к работе над навыками последующих этапов развития. Младенцу гораздо легче поднять головку, когда он лежит на животе, а не на спине. В обычных случаях это умение проявляется очень рано, буквально сразу после рождения. Дети с синдромом Дауна нередко тоже начинают поднимать готовку из положения лежа на животе в первые недели своей жизни. Иногда задержка в установлении контроля над головой проявляется в том, что малыш не в состоянии удерживать головку поднятой в течение длительного времени, иногда у него не получается повернуть ее из стороны в сторону. Малыш может успешно практиковаться в поднимании головы, если его положить на живот так, чтобы голова находилась над краем кроватки или хорошо застланного стола, и показывать ему яркую привлекательную игрушку чуть выше уровня его глаз. Затем он может начать учиться провожать глазами движущуюся игрушку, поворачивая голову то в одну сторону, то в другую.
Для того, чтобы научиться поворачивать головку лежа на спине и рассматривать предметы, прикрепленные к бокам кроватки или подвешенные на веревочках поперек, ребенок тоже нуждается в стимуляции. За исключением нескольких маленьких игрушек, закрепленных на кроватке или прутьях манежа, ничто не должно загораживать ему обзор. Не следует со всех сторон обкладывать его подушечками, кроме, разумеется, особых случаев, когда это абсолютно необходимо. В часы бодрствования малыш должен как можно меньше времени проводить в кроватке. Пребывание в манеже, а еще лучше, на полу, дает ему больше шансов чему-то научиться, наблюдая и вслушиваясь в то, что происходит вокруг. Вскоре после приобретения хорошего контроля над головой ребенок, как правило, начинает пытаться приподняться на руках и перевернуться с живота на спину и наоборот.
УМЕНИЕ ПРИПОДНИМАТЬСЯ НА РУКАХ
Первые попытки приподнять корпус, опираясь на руки, из положения лежа на животе малыш предпринимает приблизительно тогда, когда он уже научился держать головку и поворачивать ее из стороны в сторону. Возможно, он еще держит руки согнутыми в локтях и опирается на предплечья, но скоро он начнет отрывать грудь от поверхности и выгибать спину. Для того, чтобы научиться этому, детям с синдромом Дауна необходимо укрепить мышцы плечевого пояса, спины и рук. Даже на ранней стадии развития можно придумать некоторые упражнения, которые помогут побудить малыша отталкиваться руками. Это нужно для укрепления групп мышц, использующихся при ползании. Для таких упражнений под бедра и живот ребенка можно подложить валик из одеяла или подушки, свернутых в тугой рулон. Грудь малыша не должна лежать на валике. Когда вы побуждаете малыша приподнять голову и верхнюю часть спины, его бедра следует крепко держать. Впереди головы и немного выше следует поместить интересные игрушки. Игрушки можно медленно передвигать из стороны в сторону, побуждая малыша поворачивать голову и корпус. Вместо валика можно в таких упражнениях использовать обшитую толстым мягким материалом наклонную доску. Ребенка следует класть на нее на животик — так, чтобы грудь, живот и ноги находились на доске, а голова и плечи за ее верхним краем. Нужно следить за тем, чтобы спина малыша не выгибалась слишком сильно. Вы можете также положить его на живот к себе на колени так, чтобы его плечи и верхняя часть спины оставались без поддержки. В таком положении нужно опять-таки побудить ребенка поднять спину и верхнюю часть туловища. Если он уже приподнимается на выпрямленных в локтях руках, то, скорее всего, это означает, что он готов перевернуться с живота на спину. Некоторые дети, однако, начинают переворачиваться раньше, чем научатся приподниматься на руках.
УМЕНИЕ ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ СО СПИНЫ НА ЖИВОТ И ОБРАТНО
Этот этап моторного развития, который характеризуется умением переворачиваться с живота на спину и обратно, очень важен, поскольку он отражает желание и способность ребенка передвинуться с одного места на другое и заняться исследованием окружающей обстановки. Малыш с синдромом Дауна может достичь этого этапа в более позднем возрасте, чем среднестатистический ребенок, и, кроме того, может дольше оставаться на этом уровне развития, прежде чем начнет ползать — сначала на животе и позже на четвереньках. Родителям следует серьезно отнестись к этому этапу и понимать значение этого опыта для последующих, более зрелых стадий моторного развития
Если малыш не начинает переворачиваться сам, его нужно побуждать делать это. Ребенка помещают на мат, коврик, одеяло или мятую простыню; два человека держат мат с двух сторон и, приподнимая его то с одной стороны, то с другой, осторожно переворачивают малыша сначала на спину, потом на живот. Маленькие дети в большинстве своем с удовольствием принимают участие в таких занятиях. Эта процедура служит хорошим мостиком к более активной, добровольной форме переворачивания. Она позволяет ребенку приобрести опыт в переносе собственного веса с одного бока на другой, помогает преодолеть страх перед внезапными движениями и изменениями положения.
Когда малыш привыкнет к тому, что его переворачивают, начните побуждать его активнее поворачиваться со спины на бок и с боку на бок. Положите его любимую игрушку на некотором расстоянии от него и побудите его повернуть голову и посмотреть на нее. Чаще всего дети пытаются потянуться к игрушке и благодаря этому начинают переворачиваться. Чтобы инициировать движение, вам, может быть, придется немного помочь ему: перекинуть ногу, находящуюся вверху, через другую ногу. Если ребенку нравится, когда ему помогают перевернуться, можно ожидать, что за этим последуют и его собственные спонтанные действия. Перевернуться с живота на спину сложнее, так как для того, чтобы инициировать это движение, нужно опереться на одну руку и лучше контролировать движение головы. Однако, как только вы заметите, что, лежа лицом вниз, малыш начал приподнимать плечи и поворачивать голову, значит скоро он научится активно переворачиваться из обоих положений. Вам следует стимулировать эти его действия.
Переворачивание является хорошим упражнением для отработки умения управлять телом и сохранять равновесие. Кроме того, оно полезно для общего развития, так как здесь участвует инициатива ребенка, любопытство и стремление подвигаться и побольше узнать об окружающем мире.

22.02.2001
(опубликована на сервере 22.02.2001)



Комментарии к материалу


Новая реплика


Гость 10.10.07 00:30
Заголовок:
Текст:

Ник:  Пароль:  
Новый пользователь
      Гость


<> <>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть