Царство мое вовсе не овцы, не поля, не дома и не горы,
оно – то, что объединяет их, превращая в единое целое.
Оно то, что дает мне силы. Те, кто любят его, как я, счастливы,
как я, и мы живем с ними в одном доме.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Вот к старту подходят команды. Какая-то беззаботна и радостна, какая-то предельно сосредоточена. У всех у них легкое волнение и одна цель – победить. Но что их всех собрало в одну команду? Что заставляло их тренироваться? Что подтолкнуло участвовать в соревнованиях? Цель – одна. Всё решают ее оттенки. Именно они дают силы для каждого шага к финишу и именно они во многом решают какая команда выиграет. Победит ли команда, которую собрало желание поинтересней провести время? Или команда, в которой участники собрались из тщеславия? Скорее всего нет.
Высокие результаты команды тесно связаны не столько с верно организованной работой на тренировках, сколько со строем жизни каждого участника вне тренировок. А то, как спортсмен строит свою жизнь, в свою очередь вытекает из его ценностей и в конечном счете из его картины мира. То есть важнее не проделанные упражнения, а настрой, отношение к ним и понимание их смысла. Это и есть основная гипотеза статьи. Тренер должен понимать первостепенность работы в сфере духа команды и жизненной позиции каждого участника, в сфере смысла и мотивации тренировок.
Поэтому первая главнейшая задача тренера – это организация основы, фундамента команды, построение смысла ее существования. Конечно, это только скелет команды, который нужно заполнить плотью, участниками, и только тогда она оживет. Но именно он будет определять темпы роста команды, ее цели и задачи, а самое главное успешность.
Смысл существования команды
Что же может стать тем смыслом существования команды, который будет связывать воедино всех участников, поддерживать жизненные силы команды в течение многих лет тренировок и в конечном счете оставит в соревнованиях только те дороги, которые ведут к первому месту?
Давайте попробуем определить этот «узел»:
- Суть работы на тренировках обязательно должна быть личностно значима для каждого участника, то есть должна отвечать их глубинным интересам и потребностям.
- В команде должна быть атмосфера теплоты и безопасности, атмосфера ответственной свободы, которая помогала бы развитию и росту каждого участника и в которой каждый участник смог бы максимально раскрыть свой потенциал.
Тренировки в контексте жизни
Я убежден, что действительно высоких результатов от тренировок можно добиться, только если они пронизаны каким-то глубоко значимым каждому спортсмену смыслом. Исходя даже из того, что высокий результат команды всегда связан со сверхнапряжением в течение многих лет тренировок, а значит он всегда будет связан со сверхсмыслом, который объясняет зачем нужны эти нагрузки, и даже больше того делает их необходимыми для жизни. То есть тренировки должны не просто вписываться в контекст жизни спортсмена, а должны быть тем ориентиром от которого он отмеряет свою жизнь, чем руководствуется в своих выборах.
Понимая всю значимость тренировок для себя, спортсмен во время занятий будет постоянно увлекаем интересом к своим возможностям, азартом от нагрузки, ощущением силы своего тела. И тогда за обычными движениями участников, за привычными упражнениями начинает появляться что-то неуловимое, но чрезвычайно важное для каждой тренировки – вдохновение.
К нему команда при умелой и четко организованной поддержке тренера пробивается годами. Поиск вдохновения в тренировках – это и есть основной поиск спортсмена и команды в целом. Если тренировки не оживляют участников, и в них так и не проснулась эта открытость вдохновению, я уверен, что команда не сможет добиться сколько-нибудь высоких результатов. Ведь именно оно помогает вновь и вновь побивать мировые рекорды.
Позвольте мне на примере обрисовать саму задачу тренировочного процесса. «Если я люблю Бетховена и слышу в его квартете, чего не слышишь ты, как мне научить тебя слышать это? Я слышу нечто очень красивое, а ты выглядишь озадаченным: ты слышишь просто звуки. Что мне делать, чтобы ты услышал красоту?» В этом главная проблема тренировочного процесса. Научить участников видеть за упражнениями, за режимом и дисциплиной нечто большее, тесно связанное с их более полнокровной жизнью. Научить их ориентироваться не на простое выполнение всех заданий, а научить строить эти тонкие штрихи вдохновения на тренировке.
Поэтому под тренировкой я подразумеваю не то безжизненное, стерильное и бесполезное накачивание мышц, оттачивание техники или постоянное повторение разных упражнений. Под тренировкой я подразумеваю ненасытную любознательность, азарт, который охватывает всего спортсмена, стремящегося усвоить и отработать все, что предлагает ему тренер и даже сверх того. Это постоянное желание совершенствоваться, развиваться, быть в истинно человеческой форме. Именно поэтому такие тренировки становятся жизненно значимыми для спортсмена, они помогают ему жить, быть может, даже дают смысл жизни.
Очень важно четко определить особенности таких тренировок. Одна из них – это личностная вовлеченность: целостный человек погружается в тренировочный процесс как в некоторое событие. Другой элемент – это самоинициируемая вовлеченность. Тренер не заставляет тренироваться, он организует среду, где большие нагрузки естественны и понятны. Еще одна особенность таких тренировок – это проникающая способность. Они изменяют поведение, установки и представления спортсмена о себе и о окружающем мире. Также спортсмен начинает сам оценивать свои результаты и строить свой тренировочный процесс.
Атмосфера команды
Как создать такие отношения в команде, которые усиливали бы отдельных участников и помогали бы им в их развитии и росте, которые сплачивали команду в монолит?
Каждый наверняка встречал спортсменов, которые не испытывают потребности демонстрировать свои успехи и силу. Они самозабвенно вовлечены в тренировочный процесс, так что различие между работой и удовольствием для них исчезает. Они преданы чему-то для них очень ценному, как правило выходящему за рамки тренировок и внешнему по отношению к ним. Мы воспринимаем таких людей как зрелых и независимых. Их обаяние неотразимо – они действуют и творят свободно. Почти всегда такие спортсмены обладают высокой самооценкой и поэтому не испытывают желания соперничать с другими.
Именно между такими людьми в ходе их совместной работы образуются связи, усиливающие их, поддерживающие развитие и рост.
Но как вообще происходит процесс роста? Благодаря чему он становится возможным?
Рост – это всегда движение в Неизвестное, иногда даже в Страшное, Опасное. И вроде бы человеку и не зачем идти к Неведомому, оставлять свои насиженные места, но всегда находились странные и непонятные силы, которые влекли человека к terra incognito. Каждый человек содержит в себе две постоянно действующие силы: стремление к безопасности и стремление к росту. И то будет ли человек развиваться или же будет держаться за прошлое, бояться выйти за пределы, в общем жить в своей Безопасности, главным образом зависит от того, что сильнее в нем радость роста или страх неизведанного и опасного.
Очевидно, что поступательное развитие обычно происходит небольшими шажками, и каждый шаг вперед становиться возможным благодаря чувству безопасности так, как человек выходит в неизвестное из безопасной домашней гавани, и он смел, потому что отступление возможно. Но что представляет собой эта атмосфера безопасности? Какие ее составляющие можно выделить?
Первое и, наверное, самое главное, что необходимо для организации такой атмосферы, это уважение к потенциальным возможностям спортсмена, теплое отношение к нему, как к человеку, который, безусловно, обладает ценностью, независимо от его состояния, поведения и чувств. Это значит, что если участник объективно не успешен в данный момент, в нем не смотря ни на что видят его сильные стороны и помогают ему опираться на них. Такая поддержка со стороны тренера, а еще лучше со стороны участников дает спортсмену перспективу развития. Поэтому он чувствует себя более уверенно, он будет ближе к резервам своих сил. Шаги в сторону развития будут для него радостны сами по себе – он реализует свой потенциал, он чувствует свою силу, возникает азарт и удовольствие от работы. Таким образом, спортсмен становится ориентирован на рост и реализацию своего потенциала.
Уважение к потенциалу само по себе мало что значит без понимания, без стремления увидеть и прочувствовать мир так, как это видит и чувствует участник. Этот тандем открывает участнику те уголки его личности, в которые он сам боялся заглянуть до этого, открывает путь к внутренним силам. При этом встреча двух личностей подобна соединению двух химических веществ: если происходит реакция, меняются оба. Человек, которого стремятся понять, ясно чувствует это и становится более открыт, искренен и уверен в себе. Все это организует между участниками атмосферу доверия и согласия, что чрезвычайно необходимо любой команде.
Третья составляющая, помогающая раскрытию резервных возможностей спортсмена – это прозрачность. Для этого каждый должен как можно больше знать о себе и о своих чувствах, нежели внешне демонстрировать одно отношение, а на более глубоком или неосознаваемом уровне скрывать другое. Эта откровенность перед собой и искренность перед другим чрезвычайно важны в разрешении конфликтов и разногласий. Они вносят в отношения чувство свободы и в то же время ответственности перед другим.
Позиция тренера
Мне бы хотелось процитировать очень тонкое и побуждающее к размышлению определение преподавания Мартина Хайдеггера:
«Учить гораздо труднее, чем учиться... а почему учить труднее чем учиться? Не потому, что тот кто учит, должен владеть большим объемом информации и всегда держать его наготове. «Учить» это значит прежде всего «позволять учиться». В действительности настоящий учитель учит только одному – учению. Поэтому его поведение часто создает впечатление, что мы, собственно, ничему не научились, если под «учением» мы подразумеваем получение полезной информации. Учитель идет впереди своих учеников только в этом, а именно в том, что он должен усвоить гораздо больше чем они: он должен научиться позволять им учиться. Учитель должен обладать способностью быть более обучаемым, чем ученики.»
Важно подчеркнуть отдельные мысли Хайдеггера, потому что они выражают некоторые центральные мысли этой статьи. (Для ясности я сразу интерпретирую их в соответствии с данным контекстом.) Первичная задача тренера состоит в том, чтобы позволять спортсмену тренироваться, питать его желание развиваться в своем направлении. Таким образом тренер призван решать отнюдь не простую задачу, и эта миссия предъявляет к нему очень высокие требования. В подлинном преподавании нет места ни авторитарной личности, ни человеку, занимающемуся самоутверждением. Позиция тренера решающего эту задачу в первую очередь фасилитирующая.
Давайте попробуем описать характерные черты фасилитатора:
1. Убежденность понимание своей задачи, знание человека и мира.
2. Внутренний локус оценки определенная степень независимости, высокая самоценность
3. Учет реальности планирование
4. Опора на группу обаяние, организаторские способности, доверие группе
5. Опыт позиция искателя
6. Поддержка участников эмпатия, уважение
Но конечно в первую очередь тренер должен обладать тонкой интуицией, он должен
быть открыт тому что происходит в данный момент с каждым участником в отдельности и с командой в целом. Умение влиять на эти незримые процессы – величайшее искусство тренера.
Ананьев Юрий и Зверлов Юрий
(Статья опубликована также на сайте http://existclub.narod.ru Иллюстрация с сайта http://russian.people.com.cn/200109/20/image20010920_2331.html -ЮП)
23.01.2004
(опубликована на сервере 23.01.2004)