Признаться, Кийосаки я так до конца и не дочитал. Вернее, его главный масштабный опус «Богатый папа, Бедный папа» – вероятно, из-за его масштабности. Но я отчаянно и честно старался. Подвиг меня на сей неблагодарный труд и напряжение глазных мышц – и так наполовину атрофированных от работы перед монитором компьютера – многообещающий заголовок «Это нужно всем!» Возможно, это нужно и мне. Тем более, что автор обещает многое. Например: как избежать одной из самых больших ловушек в жизни. Под этой «ловушкой» подразумеваются «крысиные бега», как их называет Кийосаки – люди работают за деньги, стремясь обеспечить себе настоящее и будущее, и вместе с ростом их доходов катастрофически растут расходы и денег никогда не хватает! «Нужно не работать за деньги – нужно заставить деньги работать на себя», – утверждает автор и прозрачно намекает, что уж в этой книге читатель получит исчерпывающую информацию, как произвести это хитроумное принуждение денег работать на какого-нибудь простого парня со средними способностями. Соавтор книги – некая Шарон Лектер (почти что родственница персонажа «Молчания ягнят») – утверждает, что встреча с Кийосаки перевернула её мир. Впрочем, из предисловия я понял, что её мир и до этой эпохальной встречи уже был перевернут: после того, как «один из моих детей пришел домой со школы разочарованным. «Мам, – сказал он. – Я не хочу вкалывать, как ты и отец. Я... буду замотанный, как вы, вкалывать и вкалывать». Парнишку можно понять. Сложнее понять его маму, которая вместо того, чтобы отвесить чаду хорошего тумака со словами «Не приставай к матери с глупостями!», впала в шок и стала на дорожку, которая привела в конечном итоге к встрече с поразившим её глубинами своих мыслей японцем американского происхождения в четвертом поколении (или наоборот?) мистером Робертом Кийосаки. Чем же глубоки мысли мистера? Может быть, он нашел способ разрешить проблему проклятия рода человеческого, которому приходится «вкалывать и вкалывать»? Как-то так исхитрился, что срубил кучу бабла, при этом палец о палец не ударив? Мистер Кийосаки в начале книги намекает, что как бы да, и он – совершенно бескорыстно! – готов поделиться своим опытом с жаждущим откровений читателем. И вот я, охваченный жаждой откровений, продолжаю читать книгу про «пап», расходуя последние нервные клетки, которые еще остались в живых после десяти лет журналистской работы. Но вместо ожидаемых озарений автор пускается в долгое, многостраничное, тягучее воспоминание про свое счастливое детство. Оказывается, маленький Кийосаки был одарен судьбой куда щедрее, чем его ровесники по всему свету – у него было аж два папы. Один папа был умный (то есть богатый), а другой – дурак (то есть бедный). Ничего, что дурак был доктором философии, «высокообразованным и интеллигентным», даже ничего, что он «имел существенный заработок» и полная ерунда, что он был «биологическим» отцом маленького Кийосаки, то есть тянул этого японца вместе с его братьями на своих плечах. Главное – он оставил после смерти «счета для оплаты». Значит – дурак. Не то, что умный, который оставил по себе «десятки миллионов долларов, благотворительные учреждения и свою церковь». А маленькому Кийосаки не терпелось узнать, как это можно стать богатым, не будучи умным – то есть, не вкалывая над получением образования? Папа-дурак не смог дать вразумительного ответа на такой заковыристый вопрос (на то и дурак). «Пользуйся своей головой, сынок», – только и сказал он. И пошел малолетний искатель золотого тельца, несолоно хлебавши. Прямо в объятия второго, умного, папы – богатого, который пообещал открыть перед нашим героем ларчик с секретами успеха и богатства. То есть малолетний Кийосаки в обход трудового законодательства нанялся на работу к этому самому второму папе (умному) на консервный завод в надежде научится быть богатым и при этом «не вкалывать». Вначале новый папа платил несовершеннолетнему трудоголику 10 центов в час, а когда тот после трех недель работы подступил к боссу с вопросом, «а чего ж так мало, шеф?», то богатый папа (на то и умный!) начал втирать про жизненную философию человека, который хочет быть богатым и рано или поздно будет им (только неизвестно, когда именно). Философия была проста: «Бедные и средний класс работают ради денег. Богатые заставляют деньги работать на себя». Поэтому умный папа-работодатель вообще отказал потомку самураев в заработной плате: мол, хочешь быть богатым, вкалывай за спасибо – богатые ради денег не работают! Вы думаете, сын страны восходящего солнца возмущенно хлопнул дверью перед лицом столь разумного «папы»? Ничего подобного! Мистер Кийосаки восхищенно восклицает: «Вместо того, чтобы платить нам деньги, богатый отец дал нам гораздо больше». Ну да, правильно – вместо зарплаты начинающий мэтр менеджмента получил дулю (правда, в красивой «умной» упаковке) и с восхищением, достойным Буратино, который добровольно закапывал денежки в землю в надежде, что они взрастут буйными всходами, продолжил вкалывать на консервном заводе нового папы. Правда, жить он продолжал за счет старого папы-дурака, который, хоть и был доктор философии, про такую экономическую премудрость не догадывался, продолжал к стыду своему работать ради денег (как бедный), содержать на эти деньги семью, дом и своего «продвинутого» не в ту сторону сынка. И хорошо, что не догадывался, а то у нового «папы» Кийосаки, несмотря на весь его грандиозный ум, были бы все шансы загреметь за решетку за эксплуатацию бесплатного труда несовершеннолетних. Вот таким-то опытным путем мистер Кийосаки, как ни странно, и обрел истину. Он избавился от «страха потерять деньги». В самом деле – чего бояться, если денег он все равно не зарабатывал, но при этом был счастлив по уши? Между прочим, вся вышеизложенная история узкоглазого Буратино занимает ни много-ни мало 27 страниц убористым шрифтом 9-го кегля. И всё это для того, чтобы внедрить в сознание читателя удивительно свежую, оригинальную мысль: если хочешь быть богатым – работай не по найму, а открой своё дело, желательно в незанятой нише. Этому и посвящены остальные 76 страниц (всего опус про «пап» в электронном варианте потянул аж на 103 страницы). What’s a phony! – восклицал в подобных случаях герой другой, тоже американской и тоже известной, книги, что в переводе на великий и могучий означает приблизительно, «что за буйня?» И подобный «трактат» рекомендуется в качестве «одного из самых удачных пособий по повышению уровня продаж», чуть ли не самоучителя и путеводителя в страну богатства. Только страна эта на поверку оказывается всё той же до боли знакомой Страной Дураков, а «сенсационные» рецепты достижения богатства оказываются выписанными на том самом консервном заводе умного папы Карло, на которого день ото дня за спасибо «вкалывают» доверчивые буратины, вроде читателя, который воспримет книгу мистера Кийосаки за чистую монету. По статистике, в самих США лишь 7,5% работающего населения занимается предпринимательской деятельностью; в других странах этот процент еще ниже. Бедны ли люди, которые не входят в эти «умные» проценты, как утверждает Кийосаки, дураки ли они? Вопрос оставлю без ответа, тем более, что сам автор на него поспешил ответить заранее. Рекламное Агентство УкрРеклама" Максим КРАВЕЦЬ