"Природа весьма проста; что этому противоречит должно быть
отвергнуто" - М.В. Ломоносов
Голос для преподавателя – инструмент, от состояния которого зависит успех его деятельности. Очевидным является, что каждый преподаватель хотел бы быть обладателем благозвучного, неутомляемого голоса. Однако на сегодняшний день не существует эффективных, доступных методов поддержания своего голосового аппарата в рабочем состоянии при больших, интенсивных и длительных нагрузках на него. Существующие методы воздействия на голосовой аппарат, как правило, связаны либо с хирургическим вмешательством, либо с интенсивной терапией, которую проводят при далеко зашедшем отклонении от нормы. Чаще всего при подобном лечении пациент лишь временно избавляется от своего недуга. В подавляющем числе случаев, когда имеет место начальная стадия заболевания (потеря громкости, наступление быстрой утомляемости и т.п.) фонопедия и логопедия ограничивается малоэффективными советами типа «меньше говорите», «обратитесь к психотерапевту», и даже «смените профессию преподавателя». Потеря голоса по нашему глубокому убеждению происходит по одной причине – непониманию истинной природы голоса и поклонению механистической, по сути, так называемой миоэластической фонационной теории выдвинутой в середине 19 века М.Гарсия-младшим, в результате чего в сознание подавляющего числа людей внедрилось убеждение, что все самое ценное в голосе связано с глубиной дыхания. Поскольку это было напечатано в прекрасно изданной большим тиражом книге, ко всему прочему автор - академик, вокальный педагог, отец - всемирно известный певец, сестры - Полина Виардо и Мария Малибран также всемирно известные певицы, то все вместе взятое произвело такой оглушительный эффект, что до сих пор у специалистов (ларингологов, фониатров, фонопедов, логопедов, вокальных педагогов всего мира) в качестве главных, незыблемых понятий при работе с голосом являются опора дыхания, типы дыхания, положения голосовых связок. Мало кто знает, что первоначально М.Гарсиа придерживался диаметрально противоположных взглядов на глубину дыхания, что было им изложено в первом издании своей книге «Полная школа пения». Это издание осталось мало известным, так как через 9 лет, в 1856 году вышло второе издание, которое до сих пор без всякой критики и переиздается . После выхода второго издания М.Гарсиа прожил еще более 50 лет и умер в возрасте 106 лет. Он мог бы исправить свой главный постулат о глубине дыхания, но не сделал этого, хотя знал и видел как страдают и гибнут певцы –многочисленные приверженцы его школы. Создается такое впечатление, что эта теория и созданная на ее основе практика развития (уничтожения - В.Б.) голоса являются такой цитаделью, которой не страшны даже самые мощные аргументы, каковыми являются экспериментально обоснованные факты, противоречащие теории М.Гарсиа. Губительное влияние глубокого дыхания на голос в 30-е годы было показано выдающимся советским физиологом Л.Д. Работновым, а в 50-е годы также нашего столетия выдающийся французский ученый Р.Юссон доказал, что связки не колеблются на подобие струны, как полагал М.Гарсиа, а смыкаются и размыкаются под действием нервных импульсов, идущих из центральной нервной системы.
В результате многолетней работы нами выдвинута в 1994 году нейро-бронхиальная гипотеза порождения звука человеческого голосаи на ее основе создана новая методика развития (настройки голоса). Голос - это видовой поведенческий орган развития живой природы, включая и человека, это - логос (чертеж, план, путь, стратегия) саморазвития человека. Звук человеческого голоса порождается бронхиальной системой человека (как и во всем животном мире). Источником звука является воздух, приводимый в колебательное состояние мембранозной частью (мембраной) бронхов и трахеи. Колебание мембраны осуществляется с помощью гладкой мышечной системы, иннервируемой вегетативной нервной системой, в свою очередь регулируемой центральной нервной системой (психикой).При этом голосовые связки (складки) осуществляют лишь частотную регуляцию звука.
Таким образом, каждого из нас природа одарила своеобразным инструментом наподобие органа.
Заметим, что гениальный А.С.Пушкин, умевший одним словом выразить суть явления, называл человеческий голос - органом. Возможно, это название им дано и по ассоциации звучания хорошо поставленного голоса с органом. Известно, что голоса выдающихся драматических актеров (К.Варламов, В.Давыдов) и певцов (М.Баттистини, Ф.Шаляпин) называли "голос - оркестр".
Главный практический тезис предлагаемой теории заключается в том, что развитие голоса должно идти в направлении замены физической модели громкости звука, возникающей в раннем детстве и резко ухудшающей голос, на психическую, интонационную модель (иначе - наполнения звука смыслом). В результате, в короткие сроки происходит воссоздание его природной постановки, улучшаются, все параметры голоса и открываются безграничные возможности в регулировании голосом самых разнообразных функций жизнедеятельности организма. По сути дела реставрируется инструмент со временем утративший лучшие свои свойства. Использование этой методики позволит каждому преподавателю школы или вуза не только поддерживать свой голос в рабочем состоянии независимо от объема педагогической нагрузки, но и пользоваться ею как средством профилактики заболеваний голоса.
02.04.2001
(опубликована на сервере 02.04.2001)