Когда слушаешь человека с хорошо поставленным голосом, то попадаешь под обаяние его речи. Происходит нечто подобное мифу о сиренах: даже под угрозой неминуемой смерти, путники не могли перестать слушать сладкоголосых людоедок. Вспомните и концерты с участием Шаляпина -зрители в зимнюю стужу по несколько суток выстаивали в огромных очередях, только для того, чтобы насладиться голосом великого певца. Эти два примера, Владимир Багрунов приводит для демонстрации той роли, какую может играть наш голос. Осталось лишь научится петь как Шаляпин. Впрочем, по-мнению ученого овладеть этим механизмом может любой мало-мальски одаренный человек.
- Подчас мы и не подозреваем, каким сокровищем владеем. Да и пользоваться не всегда умеем. Замечено, что стон раненого слышен на несколько километров. Кошачий крик, имеет значительную громкость. А плач ребенка вообще "пробивает" стены. Дело в том, что мощь голоса определяется вовсе не связками. Вот вам сделали больно. В коре головного мозга возникает импульс, который управляет связками, и вы издаете крик. Но при этом не успеваете вдохнуть воздух, а крик издаете весьма громкий. Этот пример говорит о том, что сила издаваемого звука и высота тона - не в силе воздушной струи.
В свое время Багрунов пострадал от ревнителей традиционной школы пения - обучаясь в консерватории, сорвал свой голос. Именно тогда он серьезно занялся изучением шаляпинского голоса. Великий русский певец, считает Багрунов, не напрягал внешней мускулатуры, чтобы опереться на диафрагму и заставить работать голосовые связки, а наоборот, максимально расслаблялся, позволяя связкам, колебатся под действием нервных импульсов. Именно этим можно объяснить феноменальную особенность шаляпинского голоса, совмещавшего в себе бас, баритон, тенор.
- Шаляпин создавал себя как певца, как это ни покажется странным, на подмостках драмтеатра. Он шлифовал свой голос на двух-трех репликах, которые произносил в спектакле. Реплика из его уст вылетала громкой, отчетливой и напевной. Шаляпин оттачивал свой неповторимый голос речевым сигналом. Когда его спрашивали, что он чувствует, когда поет, он отвечал: "Я пою пятками". В этом - ответ на вопрос, в чем сила голоса.
Почему же так мало людей в состоянии петь? Причина в нас самих, точнее, в особенностях нашей психики. Дело в том,что уже в раннем детстве в нашей психике формируется физическая модель громкости звука. Когда ребенок рождается, то произвольная поперечно-полосатая мускулатура еще не действует, и поэтому звук новорожденного, не испытывающий препятствий, такой громкий. Подрастая, ребенок привыкает соотносить усилия с результатом - Сильнее ударил в ладошки - звук громче. Эта проекция с физических явлений переносится в мир психики, и ухудшает все параметры нашего голоса. И, наоборот, снятие напряжения с этих систем позволяет нашему голосу обрести такие свойства, о которых мы никогда не подозревали.
- Через мои руки прошло множество людей, кстати 30 кандидатов в Государственную думу 99-го года и сравнительные магнитофонные записи показывают,что уже через шесть-десять занятий речевой голос звучит на профессионально-дикторском уровне. Причем ни одного срыва голоса. Совсем недавно здесь неожиданно открыли незаурядные вокальные способности у 50-летнего директора школы - после нескольких занятий у него "прорезался" необычайного тембра баритон. Человек, который никогда в жизни не пел, записал сейчас на профессиональной студии романс "Только раз бывает в жизни встреча".
С голосом Багрунов связывает успехи практически во всех областях человеческой жизни. Например, утверждает, что Частоты, возникающие при правильном пользовании голосом, обладают лечебным свойством. Доказательство тому - долголетие многих певцов. С.Лемешев работал на профессиональной оперной сцене с одним легким и дожил до 76 лет. Современная психофизиология доказала экспериментально, что выделяющиеся при пение эндорфины являются стимуляторами, благотворно воздействующими на все без исключения системы организма.
– Мало того, работа с голосом может сделать его вашим оружием. Особенно важно это для тех, кто занимается различными видами единоборств. Боевой клич, как способ психического подавления неприятеля известен, кстати, с незапамятных времен. Голосом можно и подавлять, и очаровывать. Если бы новые руководители страны обратили внимание на такой "пустячок", как голос, они, возможно, без труда получили бы на выборах наши голоса.
Голосовые методики для спортсменов – особая тема Багрунова. Он рекомендует петь им всем – от футболистов, до шахматистов. Ведь пение - самый доступный и эффективный способ борьбы со стрессом. Среди известных спортсменов было и есть немало любителей музыки и пения. На пластинки записывались Пеле, Гуллит, Марадона, многие звезды профессионального баскетбола. Великолепным футболистом в прошлом был солист Большого театра, народный артист СССР Зураб Соткилава.. А вот победитель турнира в Линаресе (Испания) гроссмейстер Валерий Салов сам брал у Владимира Павло-вича перед поездкой уроки игры на гитаре и пения.
- Сейчас я разработал особую методику для беременных женщин. Ведь успокаивающее воздействие материнского пения на состояние новорожденного хорошо известно. Будущим мамам интересно узнать, что после появления на свет их дитя в течение не менее двух лет будет являться идеальным демонстратором природной постановки голоса и мать, если захочет преуспеть в деле улучшения всех характеристик своего голоса, должна подражать в звукоизвлечении своему ребенку, а затем, когда этот процесс пойдет на убыль, она должна обучить его тем же приемам звукоизвлечения. Тогда ее ребенок вырастет здоровым, сильным и уверенным в своих силах человеком.
Юлия Языкова ПЯТНИЦА еженедельная петербургская газета, N 16 1 - 10 сентября 2000 г.
02.04.2001
(опубликована на сервере 02.04.2001)