Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 

Джин Шинода Болен : Четыре задания Афродиты ("Богини в каждой женщине: новая женская психология")  > Humans.ru  > Мир Человека  > Человек и Человеки  > Сообщества  > О Любви  > Джин Шинода Болен : Четыре задания Афродиты ("Богини в каждой женщине: новая женская психология")

[Обсуждение]  (2 реплики, 15.07.2004 03:00)  [Вид для печати]
    

Джин Шинода Болен

Из книги "Богини в каждой женщине: новая женская психология"

Goddesses in Everywoman: A New Psychology of Women. - Harper & Row, 1985

МИФ О ПСИХЕЕ: МЕТАФОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОСТА

Миф об Эросе (Амуре) и Психее был использован в качестве аналогии к психологии женщины несколькими юнгианскими аналитиками - наиболее значительно, Эрихом Нойманном в его книге "Амур и Психея" и Робертом Джонсоном в книге "Она". Психея - беременная смертная женщина, стремящаяся воссоединиться со своим мужем, Эросом, богом любви и сыном Афродиты. Психея понимает, что должна покориться сердитой и враждебной Афродите, чтобы хоть когда-нибудь примириться с Эросом, поэтому она представляется богине. Чтобы испытать ее, Афродита дает ей четыре задания.

Четыре задания Афродиты имеют важное символическое значение. Каждый из них представляет способность, которую нужно развивать женщине. Каждый раз, когда Психея справляется с заданием, она приобретает умение, которого не имела раньше - умение, приравненное в юнгианской психологии к анимусу или маскулинному аспекту женской личности. Хотя эти способности часто видятся как "маскулинные" у женщин, которые, как Психея, нуждаются в прикладывании усилий для их развития, они являются естественными свойствами женщин - Артемид и Афин.

Как мифологическая фигура, Психея - возлюбленная (как Афродита), жена (как Гера) и беременная мать (Деметра). Более того, в ходе своего мифа она к тому же спускается в подземный мир и возвращается оттуда (что с таким же успехом соответствует Персефоне). Женщины, ставящие отношения превыше всего и реагирующие на других инстинктивно или эмоционально, нуждаются в развитии способностей, символизируемых каждым заданием. Только затем они могут оценить свой выбор и действовать решительно в своих лучших интересах.

Задание I: Сортировка семян. Афродита отвела Психею в комнату и показала ей огромную кучу семян перемешанных между собой - зерно, ячмень, просо, мак, нут, чечевица и бобы - и наказала ей разложить все сорта семян или зерна по своим кучкам до вечера. Задача казалась невыполнимой, пока множество скромных муравьев не пришли к ней на помощь, складывая каждый сорт по отдельности, зернышко к зернышку, в свою кучку.

Схожим образом, женщина должна делать существенные решения, часто вначале ей нужно привести в порядок* путаницу противоборствующих чувств и конкурирующих привязанностей. Ситуация часто особенно усложнена, когда к этому прикладывает руку Афродита. "Сортировка семян", в этом случае, это внутренняя задача, требующая, чтобы женщина честно посмотрела в себя, тщательно просеяла свои чувства, ценности и мотивы, и отделила то, что и вправду важно, от несущественного.

Когда женщина учится оставаться в запутанной ситуации и не действовать до того, пока все не прояснится, она учится доверять "муравьям". Эти насекомые аналогичны интуитивному процессу, работа которого лежит за пределами сознательного контроля. Или ясность может прийти благодаря ее осознанным усилиям к систематически или логически оцененному и определенному приоритету перед многими элементами, включенными в ситуацию.

Задание II: Добыча клочков золотого руна. Затем Афродита приказала Психее добыть немного золотого руна от ужасных овнов солнца. Это были огромные, агрессивные, рогатые чудовища, бодающиеся друг с другом на поле. Если бы Психея пошла между ними и попыталась бы собрать их шерсть, ее наверняка бы смяли или растоптали. Вновь задача казалась непосильной, пока зеленый тростник не пришел к ней на помощь и не посоветовал подождать до заката, когда овны расходятся и отдыхают. Тогда она сможет в безопасности собрать клочки золотого руна с кустов куманики, которые задевали солнечные овны.

Символически, золотое руно представляет силу, которую нужно получить женщине без того, чтобы быть разрушенной в попытке достижения чего-либо. Когда женщина - Афродита (или тип уязвимой богини) выходит в соревновательный мир, в котором другие агрессивно бьются за власть и положение, она может быть ранена или разочарована, если не распознает опасностей. Она может стать черствой и циничной; ее заботливое и верящее "Я" может стать жертвой, оказаться растоптанным. Афина в доспехах может находиться в центре сражения, будучи полностью поглощенной стратегией и политикой, но женщине, похожей на Психею, лучше наблюдать, ждать и постепенно, косвенно овладевать силой.

Добыча золотого руна без уничтожения самой Психеи является метафорой задачи получения силы и сохранения себя как сочувствующего человека. В моей психиатрической практике я обнаружила, что сохранение в памяти этого задания очень полезно для каждой женщины, которая учится уверенно держаться. Иначе, концентрируясь только на выражении своих потребностей или ярости, ее беседы становятся отчужденными противостояниями, которые не помогают ей достичь того, чего она хочет, и представляют ее в резком, разрушительном свете.

Задание III: Наполнение хрустальной фляги. Для третьего задания Афродита положила маленькую хрустальную фляжку в ладонь Психеи и сказала, что та должна наполнить ее водой из запретного ручья. Этот ручей низвергался из трещины на вершине высочайшей скалы и вел к самым глубоким недрам подземного мира, перед тем как еще раз выбраться из земли наружу из той же трещины. Метафорически, этот поток представляет циркулирующий поток жизни, в который должна погрузиться Психей, чтобы наполнить свою флягу.

Когда она взглянула на ледяной поток, глубоко врезавшийся в островерхую скалу и охраняемый драконами, задача наполнения фляжки стала казаться невозможной. В этот момент орел прилетел к ней на помощь. Орел символизирует способности видеть общую картину с большой перспективы и падать вниз, чтобы схватить то, что надобно. Это не самый обычный способ восприятия для женщины, которая, как Психея, настолько лично вовлечена в происходящее что "не увидела бы леса за деревьями".

Особенно важно для женщин - Афродит найти некоторую эмоциональную дистанцию в своих отношениях, для того, чтобы увидеть полный узор и выбрать важные детали, что даст ей возможность охватить умом то, что значимо. После она может усваивать опыт и привести свою жизнь в должную форму.

Задание IV: Умение сказать "Нет". Для выполнения своего четвертого и конечного задания, Афродита наказала Психее спуститься в подземный мир с маленькой коробочкой для Персефоны, наполненной притиранием для красоты. Психея приравняла задание к смерти. Теперь пришел черед дальновидной башни дать ей совет.

Это задание уже нечто большее, чем традиционная проверка героя на храбрость и решительность, ибо Афродита сделала его особенно сложным. Психее было сказано, что ей встретятся вызывающие жалость люди, которые попросят у нее помощи, и три раза ей надо будет "заставить окаменеть свое сердце к сочувствию", игнорировать их мольбы и продолжать свой путь. Если она не сделает так, то останется навсегда в подземном мире.

Поставить цель и исследовать ей, даже прося о помощи, особенно трудно для всех богинь, кроме девственных. Материнские женщины - Деметры и любезные женщины - Персефоны наиболее восприимчивы к нуждам окружающих, в то время как женщины - Геры и Афродиты находятся где-то посередине.

Психея выполняет задание, когда говорит "нет" три раза, для того чтобы совершить выбор. Многие женщины позволяют себе быть использованными и перенаправленными от делания чего-нибудь для себя. Они не могут выполнить то, что вознамерились делать, или то, что было бы для них наилучшим, пока не научатся говорить "нет". Человек ли это, который нуждается в их обществе или комфорте, или привлекательность эротически напряженных отношений, пока женщина не может сказать "нет" своей особенной чувствительности, она не может предопределять курс своей жизни.

Психея развивается благодаря этим четырем заданиям. Она совершенствует способности и силы, проверяя свою храбрость и решительность. Все же, несмотря на все достигнутое, ее основная природа и приоритеты остаются неизменными: она ценит любовные отношения, рискует всем ради них и побеждает.

© Бедненко Г.Б., перевод, 2001

29.02.2004
(опубликована на сервере 29.02.2004)


Комментарии к материалу


Новая реплика


Гость 16.05.07 18:06
Заголовок:
Текст:

Ник:  Пароль:  
Новый пользователь


<> <>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть