Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 

"Не кричи, волки", или стоит ли звать Инквизицию. Михаил Гриненко.  > Humans.ru  > Мир Человека  > Сообщества  > Психология  > "Не кричи, волки", или стоит ли звать Инквизицию. Михаил Гриненко.

[Высказаться]   [Вид для печати]
    

Я считаю необходимым ответить на статью "ВОЗЗВАНИЕ К ИНКВИЗИТОРАМ" Федосеевой
А.А. (/humans/155731), поскольку, на мой взгляд, статья
"ВОЗЗВАНИЕ К ИНКВИЗИТОРАМ" продолжает довольно опасную тенденцию (или
неосознанную привычку, традицию, моду) сегодняшнего дня, но возникшую не сейчас
и, видимо, не в нашей стране. Речь идёт о привычке не вникая в суть проблемы,
сходу назначать виновных и считать, что их наказание или, тем более, истребление
решит проблему. Эта схема поведения сейчас буквально "висит в воздухе",
порождая, на мой взгляд, огромнейшее количество агрессии, но не решая самих
проблем сегодняшнего дня. "Не кричи, волки" - книга Фарли Моуэта, натуралиста, о
жизни волков. Однако также эта книга в значительной мере рассказывает про
упомянутую уже тенденцию "назначать козла отпущения".

Я неоднократно на практике встречался с проявлениями того, что принято называть
магией, экстрасенсорикой. Но полностью согласен со статьёй Федосеевой в том, что
многие маги-недоучки, из тех, кто, по детской песенке "сделать хотел грозу, а
получил козу, розовую козу с жёлтою полосой", или такие, как главный герой
Стругацких, получивший вместо бутерброда докторский халат, густо намазанный
маслом - такие пытаются воздействовать на столь сложную систему, как человек -
примерно с тем же результатом, что и в песенке. Видимо, ещё больше число
шарлатанов, чьи заумные речи принципиально не содержат логики, но неизменно
приносят их авторам прибыль. Есть и те, кто, пытаясь помогать другим, вряд ли
сам может быть признан психически здоровым и адекватным. Конечно, имеет место и
"эффект плацебо", когда человеку "дают установку на выздоровление", т.е.
говорят, что он должен выздороветь или ему должно стать легче - и организм эту
команду исполняет. Но ведь почему-то организм пациента до этого не вылечился
сам? Что-то же помешало? - и нужно работать с этой причиной. А это уже
психотерапевтическая работа, возможно, внутренняя работа самого человека (увы, в
редких случаях).

Всякие прокачка энергией, чистка кармы и т.д. могут снять симптомы, но не
причины - как анальгин снимает боль, но не лечит. Поэтому, насколько я знаю, те
целители, которые реально помогают людям в плане душевного здоровья, являются по
сути психоаналитиками. А магические возможности используют как дополнительный
полезный инструментарий, не более.

И, в то же время, эффективно действующий психолог-практик использует -
неизбежно, но чаще всего неосознанно - свои биоэнергетические возможности,
поскольку организм человека - единая, взаимосвязанная система, и для достижения
цели (помощь другому человеку) использует имеющиеся в своём распоряжнии
возможности. Некоторые техники психологии, такие как установления раппорта,
действуют именно благодаря биоэнергетике, взаимодействию биополей. Тот же самый
раппорт имеет аналоги в магии, и, с небольшими изменениями, ряд техник НЛП
является в равной степени и психологическими, и магическими.

Например, "Подготовительное упражнение по трехпозиционному описанию
коммуникации" (/humans/53500), "Подготовительное упражнение
на моделирование адекватного поведения" (/humans/53481).
Последнее - "та самая, пресловутая" "чистка кармы". Действующая и не требующая
походов к специалистам. Так что термины могут быть разными.

А если магию запретить? Или ограничить? На мой взгляд, возможны такие варианты
последствий.

1. Доминирующая религия, которая будет активно преследовать инакомыслящих.
Типичная монополия, подобная тем, какие возникали в экономике, в политике. Из-за
чего были во многих странах приняты антимонопольные законы. Последствия:
пренебрежение интересами потребителей в областях цен, прав потребителей,
качества, вариативности предлагаемых услуг и продукции; подавление инакомыслящих
людей и организаций посредствой агрессии в той или иной форме (в том числе в
форме поддержания порядка); преимущества "сотрудников" монополии над "всеми
остальными" в различных областях; трата значительных сил на поддержание статуса
монополии, что сильно вредит работе "на перспективу"; консерватизм,
проистекающий из того, что любое изменение ситуации грозит появлением людей и
эффектов, не подконтрольных монополии. Конечно, не всё так плохо, в монополии
тоже есть и порядочные люди, и возможность жить...

2. Обязательное лицензирование магической деятельности. Огромные траты на
"магическую полицию", выявляющую "занятие магией и психологией без лицензии", в
перспективе - на этой основе создание мощнейшей системы манипулирования людьми,
подавления воли. Далее см. (1) насчёт монополий.

3. То же, но без следящей полиции. Кто-то будет гордиться "государственной
лицензией", которая может быть получена либо взяткой, либо по установленным
правилам, но в любом случае такая бумажка будет означать лишь, что её получатель
"договорился" с комиссией; возможно, вызубрил некий учебник, и ничего более. К
тому же, поскольку государство сейчас, к великому сожалению, "воспитывает" почти
исключительно негативом, агрессией, то такой закон будет хорошим поводом для
дополнительной агрессии, наказаний "за то, что он на меня не так посмотрел", и,
разумеется, доносов и взяток. А лицензирующая организация, комиссия станет
"царём и богом" всех, кто связан с психологией и эзотерикой. Далее см. про
монополии.

4. При всех перечисленных случаях "запретный плод сладок", доступных знаний
меньше, а желания больше. В условиях давления будут выживать преимущественно
либо закрытые организации, либо ловкие дельцы, берущие вдобавок "наценку за
риск". Эти шарлатаны будут уделять гораздо больше сил коммерции, нежели
духовному развитию, дабы "остаться наплаву".

Кроме того, значительная часть шарлатанов может переметнуться в иные области,
продолжая обманывать людей уже по-другому. А запрет на знания, получаемые с
помощью самого совершенного из известных исследовательских инструментов - самого
человека - может привести к дальнейшему переходу научных знаний в научные догмы,
науки - в ещё одну религию, а цивилизацию - к усугублению тех проблем, "которых
нет потому что не может быть никогда".

Какой выход? Я вижу только один - это не лёгкие "полумеры", дающие быстрый
результат, а сложная работа по систематизации знаний, по обмену опытом между
психологами, экстрасенсами и, вероятно, религиозными деятелями. Создание
интернет-порталов по обмену опытом, поддержание "белых" и "чёрных" списков
организаций и частных специалистов на основе отзывов клиентов; публикация
подробных статей по поводу распознавания мошенников (использующих одни и те же
приёмы в совершенно различных видах деятельности). И, конечно же, помощь СМИ и
государства в повышении знаний рядовых граждан; уход от политики "не пробуйте
сами, это опасно, лучше найдите специалиста". Систематические публикации в СМИ
статей для любителей - полупрофессионалов, тех, кто уже прошёл половину пути до
специалиста, а вовсе не "бодание" (то, что показывают сейчас) представителей
разного толка за "паству". Пусть материал будет частично противоречив - читатель
будет учиться сопостовлять разные точки зрения.

Ещё крайне желательна помощь государства и СМИ в том, чтобы научить людей
понимать друг друга; лучше относиться к себе, к окружающим, к жизни. Например,
пара. Он занимается одним, она другим. Он уходит, она бежит делать приворот.
Дальше зависит от ситуации, но лучше она вряд ли станет. Разве что внешне. А
если бы парень почувствовал хорошее отношение к себе и ответил тем же -
возможно, их разница в интересах стала бы плюсом, обеспечив взаимнвй интерес, а
взаимное доверие наверняка сохранило бы их отношения. Если у девушки
действительно была тяга к магии, она бы уже не побежала за приворотом, а стала
бы учиться понимать и контролировать себя, раскрывать свои скрытые возможности;
нашла бы друзей, кто интересуется тем же. А яркая вывеска шалатана-коммерсанта
осталась бы в запустении.

Верить или не верить в магию, какой терминологией пользоваться - думаю, эти
вопросы каждый может решить только сам, но, думаю, очевидно, что наш мир -
крайне сложная, разнообразная и малоизученная штука. И хотелось бы в нём
поменьше встречать различных спекуляций на недостатке знаний, а значит - нужно
учиться самим и учить других, обмениваться опытом.

21.10.2004
(опубликована на сервере 21.10.2004)


Комментарии к материалу


Новая реплика


Гость 28.06.06 05:34
Заголовок:
Текст:

Ник:  Пароль:  
Новый пользователь


<>
<>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть