Во вторник 30 ноября в одной из московских больниц от сердечной недостаточности скончался Алексей Хвостенко, поэт, художник, певец, известный миллионам людей как первый исполнитель знаменитой композиции «Под небом голубым», автор песни «Орландина» и... просто необъятный в андеграунде России человек. Он был доставлен с воспалением легких и скончался от сердечной недостаточности во сне. В ноябре в Москве открылась выставка его скульптурных произведений. 14 ноября Алексею Хвостенко исполнилось 64 года.
Если попросить нескольких человек назвать первую пришедшую на ум песню группы "Аквариум", то большинство наверняка назовут "Город золотой". Между тем не все знают, что песня, ставшая известной благодаря Борису Гребенщикову, написана вовсе не им. Борис Борисович исполнял композицию на барочную мелодию. Слова же к ней написал поэт Алексей Хвостенко, широко известный в узких кругах как Хвост, пишет издание 'Утро.ру'.
Как сообщает Би-би-си, Хвостенко был известен как один из авторов текста песни «Под небом голубым» (другим был Анри Волхонский), которая получила широкую популярность благодаря исполнению Борисом Гребенщиков в фильме «Асса». Кроме того, Хвостенко сотрудничал с митьковским движением и группой «Аукцыон». Он выступал с московским композитором и джазовым саксофонистом Анатолием Герасимовым. В конце 60-х годов Хвост активно участвовал в движении самиздата, писал стихи, занимался живописью. В 1977 году он эмигрировал во Францию. В 1992 году совместно с группой «Аукцион» Хвостенко записал альбом «Жилец вершин» на слова поэта Велимира Хлебникова, который многие любители музыки и критики назвали шедевром. Вместе с «Аукцыоном» Хвост также записал альбом «Чайник вина», на котором звучит композиция «Орландина». В последние годы после возвращения ему российского гражданства певец неоднократно приезжал в Россию и выступал с концертами. В ноябре в Москве открылась выставка его скульптурных произведений. Справка: Алексей Львович Хвостенко родился 14 ноября 1940 года в Свердловске. Учился в Ленинграде в английской спецшколе. В конце 1960-х — начале 1970-х годов участвовал в самиздате и неофициальной культурной жизни, сочинял песни, писал картины и стихи.В 1977 году эмигрировал, живет в Париже. Вместе с В.Марамзиным стал издавать журнал «Эхо». В соавторстве с А.Волохонским Алексей Хвостенко перекладывает на музыку некоторые из его и своих стихотворений и исполняет их под гитару. Автор книг «Подозритель (2-й сборник Верпы)", «Поэма эмигрантов», «Страна деталия». В 1989 году познакомился с группой «Митьки». С группой «Аукцыон» записал альбом на стихи В. Хлебникова.Осенью 1997 года Алексей Хвостенко записал в Нью-Йорке альбом «Завтра Потом», в котором ряд его песен звучит в джазовой аранжировке.
"Золотой город" забрал поэта. Родственники поэта сообщили Ленте.ру, что он умер в реанимации от сердечной недостаточности, при этом госпитализирован Хвостенко был с диагнозом пневмония. Похороны поэта предположительно состоятся в субботу. Алексей Хвостенко родился 14 ноября 1940 года в Свердловске. В конце 1960-х - начале 1970-х годов участвовал в движении самиздата. В 1977 году эмигрировал во Францию. В Париже он устраивал концерты и перформансы на заброшенных фабриках и в других нежилых помещениях - сквотах, где проходили спектакли и творческие вечера с участием художников и музыкантов, представителей русской эмиграции и специально приезжавших из России к Хвосту - так они привыкли называть его. Хвостенко был вице-президентом Ассоциации русских художников во Франции, одним из издателей журнала "Эхо", автором нескольких книг - "Подозритель (2-й сборник Верпы)", "Поэма эмигрантов", "Страна деталия". В 1992 году с группой "Аукцыон" им был записан альбом на стихи Велимира Хлебникова под названием "Жилец Вершин". Также Хвостенко принимал участие в записи дисков "Аукциона" - "Чайник вина", "Верпования", "Париж - Санкт-Петербург" (с Анатолием Герасимовым), а также сотрудничал с питерскими художниками - митьками. Было издано несколько сольных альбомов Хвостенко: "Прощание со степью" (1981), "Опыт постороннего творческого процесса" (1995), "Репетиция" (2002), "Завтра потоп" (2000), "Последняя малина" (2004). В последние годы Алексею Хвостенко несколько раз приходилось отменять намеченные в России совместные концерты с "Аукцыоном", из-за того, что ему не удавалось получить российскую визу. В начале 2004 года ему, наконец, предоставили российское гражданство. Текст именного указа был подписан лично президентом РФ Владимиром Путиным. После этого Хвостенко неоднократно приезжал в Россию и выступал с концертами, сообщает 'Страна.ру'. В ЦДХ 7 декабря открывается персональная выставка Алексея Хвостенко "Колесо времени", на которой можно будет увидеть его коллажи и скульптуры. На следующий день Хвост планировал выступить там же с концертом. Песня "Город золотой" - о рае. Гребенщиков в своей версии изменил одно слово: он спел "под небом голубым" вместо "над небом голубым", тем самым перенеся рай на Землю. Теперь Алексей Хвостенко обрел свой "город золотой".
На 7 декабря в Москве в Центральном доме художника запланировано открытие персональной выставки Алексея Хвостенко "Колесо времени", на которой будут представлены коллажи и скульптурные работы автора.
Вадим Алексеев, художественный критик: "Про Алексея Хвостенко можно сказать, что он был любимцем муз, женщин и богов Олимпа. Каждый поэт живет в созданном им мире, но это не относилось к Хвосту. При кажущемся внешнем бездействии он все это время создавал песни, которые сорок лет спустя молодые люди слушают с замиранием сердца, отравляясь сладким ядом богемной жизни. Хвост вырос из питерских шестидесятых, его другом детства был Бородский. При этом ему удалось не "забронзоветь", остаться нужным и в своем театре, и в позии, и в своих песнях. Эти песни, спетые слабым, не попадающим в ноты голосом, предлагали выход людям, несогласным с окружающим их миром - не в социальном плане, конечно: "Жизнь должна быть чистое парение". Весь питерский авангард начался с фразы Хвостенко: "Я говорю вам: жизнь красна в стране больших бутылок, здесь этикетки для вина - как выстрелы в затылок". Это было написано им, когда он сидел в яме, под Самаркандом, куда его на пятнадцать суток посадили местные менты, за то, что он вместе с другими художниками расписал чайхану. Время все расставит на места, и Хвостенко будет оценен, в первую очередь, как поэт".
Михаил Гробман, поэт, художник: "Как-то в 60-х на домашней выставке Хвоста у Киры Сапгир я напился, залез на стол, меня пытались удержать. - В квартире недавно кончился ремонт, и рабочие оставили там ведра с краской. В итоге ведра были перевернуты, и краска оказалась повсюду. Все гости были в краске. Я снял свой шикарный пиджак, а под ним у меня была рваная майка, как будто в меня стреляли шрапнелью. Хотя все были пьяные, но все равно было смешно.Он всегда много пел и играл для друзей. Когда Хвост живет у тебя в доме, его не слышно и не видно. Он не мешает. Он лежит где-то на кушетке, курит, потягивает вино, пишет стихи. Иногда это все выливается в совместное написание стихов. И он не обижается, когда его ругают. Несколько месяцев он жил у нас в доме в Израиле, и ему захотелось обратно в Париж. Самый дешевый билет стоил 200 долларов. И мы устроили ему концерт в клубе "Цавта" в Иерусалиме. Это было в 70-х. Он дал несколько концертов, собрал денег и полетел в Париж через Лондон, где задержался на два года. Там он успел выпустить пластинку "Прощание со степью" и подружиться с русской женщиной, у которой был английский муж и подвал, полный вина. Алеша там жил, пока не выпил все вино, запасов которого хватило на два года. Выпив последнюю бутылку, Хвост уехал в Париж".
Валентин Воробьев, художник (знает Алексея Хвостенко с 1961 года): "Эдик Штейнберг и я ладили выставку в Тарусе с видными толкачами: Пауст (К.Г. Паустовский), Боря Балтер (полковник кавалерии и литератор) и Фрида Вигдорова (педагог и просветитель народных масс). На мне лежала ответственная обязанность кладовщика. Я заведовал "катухом" при доме поэта А.А. Штейнберга, где как солдаты стояли картины участников. Там, в кладовке, где я спал, состоялось знакомство с парой питерских битников - Ленька Ентин, "Енот" (авторитет по блюзу), и Леха Хвостенко (гитара и песни за выпивоном), плюс "чувихи", а значит, четверо без крыши над головой, и пешком из Питера на нашу выставку глазеть и петь. Я не знал, куда спрятать дорогих гостей, и выделил им стог сена, стоявший на лужайке. Питерские артисты обиделись и на вернисаж не явились".
Кира Сапгир, сценарист, детский писатель, поэт, журналист, переводчик (в ее квартире состоялась первая в СССР персональная выставка Хвостенко): "День первый. Прихожу домой с работы и вижу, что моя комната превращена в выставочный зал. Со стен сняты все ранее висевшие картины, и вместо них красуются незнакомые абстракции, коллажи, рисунки тушью, какие-то чугунные ядра, разбивающие храм. Ночью - шквал звонков: ревнивые дамы требуют к телефону Алешу, а меня чуть не к барьеру - и не верят, когда я говорю, что его нет. День второй. Валит народ. В квартире яблоку негде упасть. Соседи грозятся вызвать милицию: в коридоре коммуналки проложены тропки меж бутылок, как в луговой траве. В центре «выставочного зала» и всеобщего внимания два странных человека - никогда таких не видела! Один, в бархатном темно-зеленом берете, смахивающий на средневекового ваганта, - поэт Анри Волохонский. Другой менестрель, в широкополой шляпе с заткнутой за тулью веткой цветущей бузины, - Алексей Хвостенко, Хвост, перебирающий струны кифары (так на античный лад зовет он гитару). Звучит дуэт: Степь ты полустепь, полупустыня".
Олег Коврига, издатель альбомов Хвостенко (лейбл "Отделение Выход"): "Давным - давно, помню, мы впервые слушали "Прощание со степью" - с большим чувством. Когда Хвост снова появился здесь, было такое впечатление, что человек прилетел с Луны, а оказалось - старый раздолбай, птица Божия. Общаться с ним было легко и приятно".
Владимир Котляров, художник, перфомансист, издатель альманаха "Мулета", (совместно работал с Хвостенко над спектаклем "На дне", поставленном в подвале парижской мастерской): "Алексей Хвостенко был одним из тех, кто представлял так называемую неофициальную культуру, которая на самом деле и есть русское искусство. К этому племени принадлежал и Леша. У него не было никакой специализации и никаких профессиональных условностей цеха. Не всегда социален, часто эгоистичен, но это свойство крупного человека, не вредное для окружающих. Его влюбленность и творчество разбилась о бытовые проблемы. Я счастлив был работать вместе с ним в театре. Для большинства людей это литература, драматургия, для Хвоста театр - самое главное. Царствие ему небесное. Его место в Пантеоне нашего времени".
Материал составлен из публикаций информагентств: www.strana.ru, www.rg.ru, http://news.bbc.com.uk", www.lenta.ru, www.newsru.com, www.utro.ru и Елены Денисовой www.smi.ru