Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 

РОЖДЕСТВО (Митрополит Антоний Сурожский)  > Humans.ru  > Человек и Человеки  > Сообщества  > Русская традиция  > РОЖДЕСТВО (Митрополит Антоний Сурожский)

[Высказаться]   [Вид для печати]
    

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

--------------------------------------------------------------------------------

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Праздник Рождества Христова - один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог ее своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости.

И теперь, в эту ночь, когда мы вспоминаем Рождество Христово, мы все должны понять цену, которой Бог стал нам таким близким. Мы празднуем Рождество Христово в наших домах, в уюте нашей семейной жизни, в ласке своих самых близких и родных, нам тепло, нам хорошо друг с другом; и нам дивно думать, что невидимо для нас в нашей среде присутствует Сам Господь. Он приходит к нам и говорит: Мир вам! Мой мир вам даю, не как мiр дает, а даю Я вам особым образом: примирение с Богом, - и открываются при том и врата небесные.

Но не такова была первая рождественская ночь. В ту ночь люди ютились в своих хижинах, грелись у своих очагов, радовались взаимной близости, ласке семейной. А по дороге, в холоде, во тьме, в морозе Пречистая Дева Богородица в сопровождении Иосифа Обручника двигалась к тому месту, где должен был родиться Божественный Ее Сын. И они стучались в одну дверь после другой, и ни одна дверь не распахнулась для них. Вероятно, приоткрывалась она, люди смотрели на прохожих, на странников, на чужих, и говорили: "Нет, вам сегодня нет места. Нам тепло, нам хорошо вместе, мы счастливы своей семейной близостью". И Пречистая Дева в ожидании Младенца шла дальше вместе с Иосифом.

В сегодняшнюю ночь, когда мы будем вместе, в наших семьях, под теплым кровом, в уверенности, что мы не странники в пустыне, что мы не брошенные, что мы не отверженные, вспомним тех - многочисленных, бесчисленных теперь - людей, у которых нет крова, у которых нет дома, у которых нет тепла, у которых нет семьи, которые лишены любви, лишены заботы.

Мы можем вспомнить слова Христовы, обращенные к нам через притчу об овцах и козлищах. Когда Он говорил: Я был наг, и вы Меня не одели, Я был странником, и вы Меня не приютили, Мне было холодно, и вы Меня не обогрели, Я был голоден, и вы Меня не накормили - разве Он эти слова как бы "в назидание" людей придумывал? Нет, Он говорил о том, что случилось с Ним, с Его Матерью Пречистой, с Иосифом Обручником в ту ночь Его рождения. Он говорил о том, что опытно Сам пережил: одиночество, брошенность, холод, отчуждение всех, кто Его окружал. И если мы хотим быть учениками Христа, то мы должны вспомнить эту ночь, Его рождество, мы должны вспомнить эту притчу, в которой Он говорил как бы о Себе Самом, и открыть свои двери, свои сердца, сделать все, что мы можем, чтобы ни один человек вокруг нас не оказался брошенным, холодным, голодным, отверженным, забытым. Иначе мы проходим мимо самой тайны Рождества Христова, того события, когда Бог всебогатый, ни в чем не нуждающийся, по любви к нам все оставил за Собой и вошел в наш падший, осиротевший мир для того, чтобы в него принести вечную радость. Вот о чем мы должны подумать в эту ночь.

И рождение Христа в вифлеемской пещере - уже начало крестного Его пути. Мы все рождаемся из небытия в бытиё и в жизнь. Христос из полноты вечности вступает в ограничения времени и в область умирания, страдания и смерти. Не напрасно на одной из древних греческих икон ясли вифлеемские изображены не как ясли, а как жертвенник, на котором лежит Младенец Иисус Христос, лежит Агнец, закланный для спасения мира еще до того, как мир стал...

Начнем наш путь вместе со Христом. Состраданием, любовью, милосердием откроем наши сердца друг другу и всем, кто нуждается в заботе, в любви, в жалости. И будем дальше идти со Христом, не только радуясь этому чуду: что Он к нам пришел и что никогда от нас не уйдет, что Он пришел навсегда, что мы стали Его народом. Его детьми, и через Него мы, которых Он называет Своими братьями и сестрами, делаемся детьми Небесного нашего Отца, не только тварью и не только приемными детьми, но родными во Христе и во Святом Духе. Но это целый путь, который мы должны со Христом пройти. Начнем сегодня этот путь, возликуем о том, что с нами Бог, не только в нашей среде и в храме, но в наших домах, везде, где двое или трое в Его имя полюбят друг друга и откроются третьему. И пойдем дальше по пути со Христом к победе, к Царству Божию, к ликованию вечному.

Эти слова я сейчас обращаю не к вам, здесь собравшимся, многим, многим верующим православным людям, и русским и не русским, но и ко всем тем, кто в далекой родине нашей, России, могут нас слышать и знать, что здесь мы о них помним, что мы о них молимся. Но не только молимся, но чем можем, стараемся им помочь. И да благословит нас своей молитвой святейший патриарх наш Алексей, и да будет он благословен Богом за его трудное крестное служение. Аминь.

Проповедь 6 января 1979

Около двух тысяч лет назад, в такую же ночь, как сегодняшняя, Божественная любовь вошла в мир в образе новорожденного ребенка, со всей его хрупкостью, беззащитностью, которая поистине является образом любви, себя отдающей, никогда себя не защищающей, все дающей, на все надеющейся...
Один из современных наших духовников, отец Софроний, пишет:
Откровение о Боге говорит: Бог есть любовь, Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы; и как трудно " говорит он " людям согласиться с этим... Трудно, потому что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном. На самом деле: где же тот свет Любви Отчей, если все мы, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом, в горечи сердца сознаем: Лучшие думы мои, достояние сердца моего " разбиты, дни мои прошли, преисподняя станет домом моим " где же, после этого, надежда моя? И то, что от юности тайно, но сильно искало сердце мое " кто увидит?.. И вот жадно ищет душа встречи с Богом, чтобы сказать Ему: Зачем Ты дал мне жизнь? Я пресыщен страданьями, тьма вокруг меня; зачем Ты скрываешься от меня? Я знаю, что Ты благ, но почему, почему Ты так безразличен к страданью моему? Я не могу Тебя понять...
Разве не подымается этот крик со всей земли нашей, холодной, осиротелой, полной страха, и горечи, и боли? И какой же ответ дает Бог на это вопрошание, на эту тоску?.. Вот пример того, что говорит и как говорит Господь, из той же книги отца Софрония о Старце Силуане: Жил на земле человек, муж гигантской силы духа; он долго молился с неудержимым плачем: Помилуй мя!.. Но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния, и воскликнул: Ты неумолим !.. И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг, на мгновение увидел живого Христа. Огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продолжалось еще мгновение, он умер бы. После этого он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая...
И эта любовь " не чувство, не доброе отношение Божие к нам; это Сам Бог, пришедший в мир плотью новорожденного Христа; Он создал мир по любви; Он создал мир, чтобы разделить с ним ту ликующую, торжествующую жизнь, которая называется любовью и которая доходит до такого напряжения, до такой полноты, что она уже за пределом всякого ограничения, всякого умаления. Она отдает себя, забывая все, кроме любимого, дает, как будто, в беззащитности, в хрупкости, подобной этой плоти ребенка, родившегося в Вифлееме. И взывает к нам Господь: Отзовитесь!..
Но чем мы отзовемся? В евангельском рассказе говорится о том, как волхвы пришли с Востока со своими дарами; но куда нам придти и откуда? Они пришли издали, из того места, где не было Христа; и мы можем сейчас устремиться ко Христу, вездесущему, воскресшему, все победившему, из ночи, из тьмы собственной души. Сколько нас, кому темно, сколько нас, кто в потемках: вот, из этих потомков пойдем к свету. А свет " это любовь. Из мрака злобы " пойдем к любви! Из греха " пойдем к любви, всепрощающей, исцеляющей! Из холода жизни " пойдем к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни! Из серой скудости житейской " пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но все велико, потому что все может стать знаком любви!..
И Господь зовет нас верить в себя: вспомните дары этих волхвов: принесли они злато; в темных недрах заключена его сверкающая слава, звонкая полнозвучность, нержавеющая чистота. И в каждом из нас есть эта слава, которая рвется к свету, и нержавеющая чистота души, которая способна на великое " только дали бы ей свободу любить без страха, любить от всей силы мощной души! Золото, о котором здесь говорится, это преображенная земля; откроем темные недра наши, в которых таится сияние света и пойдем к свету!
Ладан принесли волхвы, который возносится и благоухает: принесем любовь, которая не только светом, не только нержавеющей своей чистотой сияет, славой блестит, но которая по всей земле распространится как благоухание, лаской, любовью, теплотой...
Но и смирну принесли волхвы, как приносят мертвецу; Христос, бессмертный Бог, родился не для того, чтобы жить подобно нам, а для того, чтобы умереть подобно нам; жить нашей смертной жизнью для того, чтобы мы могли войти в Его бессмертную, торжествующую, ликующую вечность...
Кто хочет идти по Мне, да отвержется себя, да забудет о себе, да вспомнит только о том, что тысячи вокруг нуждаются в любви. Никто большей любви не имеет, как тот, кто свою жизнь отдаст; а отдать жизнь " это не обязательно умереть, это каждое мгновение жизни посвятить любви, творческой, зрячей, умной, смелой любви; любви, которая дает, любви, которая не защищает своего, любви, которая себя не защищает, не замыкается... Сила Божия в немощи совершается: нам не надо бояться любить; отдадим себя до конца, и тогда весть о родившемся сегодня Христе станет реальностью не только в нашей жизни, но в жизни миллионов людей " светом, теплом, радостью, обновлением всей жизни!
Аминь.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Проповедь 6 января 1974

Христос в Евангелии Своем, говоря о самом великом, что может сделать человек, о самой высокой мере, до которой он может вырасти, нам дал заповедь любви: Никто большей любви не имеет, как тот, который душу свою положит за друзей своих... И вот, в эту таинственную рождественскую ночь Сам Господь и Бог наш воплощением Своим исполнил этот закон победоносной жизни и любви.
Мы рождаемся во временную, преходящую жизнь, из ничего возникаем державным творческим словом живого Бога и через это временное бывание становимся причастниками вечности и входим в жизнь вечную. Господь же и Бог наш, воплощением Своим из полноты бытия, из торжествующей полноты жизни входит в область смерти; из полноты нетварного бытия Он заключается в узкие, подлинно тюремные рамки падшего мира, будучи вечным, рождается во времени, чтобы в этом мире узком, тесном, оторванном от Бога жить, показывая нам пример того, как изо дня в день можно отдавать жизнь за своих друзей, и умирает, показывая нам, что и смертью можно явить торжество жизни.
Одна из древних греческих икон представляет нам ясли вифлеемские не в виде трогательных яслей, а в виде жертвенника, сложенного из камней, на которых лежит ребенок, предназначенный к смерти; но не к случайной, бессмысленной, бесцельной смерти, а к смерти жертвы, которая осмысленно, свободно приносится Богу во очищение грехов, ради победы над самой смертью, для соединения неба и земли, для соединения отпадшей твари и живого, любящего Бога.
Сегодня вечный Бог рождается во время, Бесплотный облекается плотью, Тот, Кто за пределами смерти входит в область смерти: сегодня начинается крестный путь Господен; сегодня является нам жертвенная крестная божественная Любовь. Сегодня ясли вифлеемские предзнаменуют нам ту пещеру, куда будет положен Господь наш Иисус Христос, снятый со креста после мучительной смерти... И весь путь жизни Господней не является ничем иным, как исполнением этой заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, о той любви, которая свою жизнь отдает за друзей своих.
Но за друзей ли одних? Кто был другом Господним, когда Он родился, кто дал приют Матери, ожидающей Ребенка, и сопровождающему их Иосифу? Выкинутые из человеческого селения, они нашли себе обиталище только среди зверей; и так в течение всей жизни Христовой: когда в завершение Его пути израильский народ, человечество, исключит Его из града людей, останется Ему только умереть одинокой смертью на Голгофской горе. Путь, начатый Господом "ради друзей своих", есть путь любви " но кто такое эти друзья? Враги " это не те, кто из нас ненавидит, это те, которых м ы, по безумию, по слепоте сердца и отуманенности ума, называем врагами; Христос врагов не знал. Все люди, которых державное, творческое слово Божие призвало к бытию, были Его братья и сестры, были возлюбленные Божий дети, которые потеряли свой путь и которых Он пришел взыскать.
Он Сам дал нам образ, когда сказал, что добрый пастырь оставляет 99 овец, чтобы идти на розыски одной заблудившейся, потерянной овцы. Так и по отношению к нам: тех людей, которые называют себя врагами Христа, Христос признает за Своих братьев и сестер, за детей живого Бога, Чьим Сыном Он является. О н врагов не знает, для Него нет врагов; и поэтому за всех и ради всех Он становится человеком, за всех и ради всех Он живет изо дня в день, отдавая все силы тела и души; и, наконец, з а всех и ради всех после Страстной седмицы, после страшной Гефсиманской ночи, после издевательств, поругании, после того, как Он был предан близким учеником, оставлен другими, Христос умирает на кресте з а всех и ради всех... И если мы " Христовы, то мы должны научиться в эту сегодняшнюю торжественную ночь этому Христову пути; сегодня можем мы покаянием, т.е. переменой мысли и сердца, войти в путь Христов, можем новыми глазами осмотреться и с изумлением увидеть, что нет у нас врагов, а есть только дети Божий заблудшие, к которым нас посылает Господь жить и, если нужно, умирать, чтобы они ожили во веки веков.
Вот, о чем говорят нам жизнь, смерть Христовы, вот о чем нам говорит сегодня Рождество, т. е. рождение живого Бога человеческой плотью. Оно такое таинственное; казалось бы, мы видим своего Бога, мы можем держать Его благоговейно и трепетно в своих объятиях; но в этом Воплощении нам открывается Бог более таинственный, чем Бог небесный, непостижимый человеческому уму, а только чаемый человеческим сердцем, потому что в этом Младенце таится вся полнота невидимого, непостижимого Бога; прикасаясь ребенку, рожденному в Вифлееме, мы с ужасом познаем, что Он " живой Бог, ставший живым человеком нас ради; мера любви Божией к каждому из нас, к последнему грешнику и к самому святому праведнику " это жизнь и смерть Сына Божия, ставшего сыном человеческим...
Разве мы не обернемся к каждому, кто вокруг нас, с подобной любовью, разве мы можем перед лицом Воплощения Христова иначе отнестись к людям, чем Сам Бог, ставший человеком? Заповедь новую Он нам дает, новую тем, что не только Он нас призывает любить, но призывает любить и друзей и врагов, призывает любить всех, и такой мерой любви, которая называется "положить жизнь свою за друзей своих"; признать друзьями тех, кто тебя другом не признает, жить для них изо дня в день, а если нужно " ради них умереть, с последней молитвой на устах: Господи, прости им: они не знают, что творят!
Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Пpоповеди. " Паpиж: Суpожская епаpхия, 1982; пеpеизд.: М: Свято-Данилов монастыpь, 1993. Доп.изд.: Суpожская епаpхия, 1995; пеpеизд.: Киев: Киево-Печеpская лавpа, 1997.

Другие статьи Митрополита Антония Сурожского - на сайте
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/index.htm"

06.01.2003
(опубликована на сервере 06.01.2003)


Комментарии к материалу


Новая реплика


Гость 27.06.06 07:54
Заголовок:
Текст:

Ник:  Пароль:  
Новый пользователь
      Гость


<> <>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть