Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 

Учимся у сенойских сновидящих  > Humans.ru  > Мир Человека  > Сообщества  > Cновидения  > Учимся у сенойских сновидящих

[Обсуждение]  (1 реплика, 03.06.2004 10:50)  [Вид для печати]

(фрагмент книги Патриции Гарфилд "Творческое сновидение")

Утро в семье сеноев в Малайзии. Мать готовит фрукты для завтрака. Шелестят пальмы под холодным утренним ветром. Болтают мартышки на ветвях. В джунглях трубит слон. Щебечут птицы на гранатовом дереве. В открытые окна влетает великолепная бабочка. Дяди, тетки, кузины, троюродные братья готовятся завтракать в соседних комнатах общего дома. Сестра уже надела украшенную декоративную повязку и вплела свежие ароматные цветы в свои длинные темные вьющиеся волосы. Она выставляет бамбуковые чашки и тарелки из листьев. Восьмилетний сын потирает сонные глаза, пробираясь к своему месту за столом. Домашняя обезьянка, обожающая кокосы, просит свою долю. Фрукты и бананы передаются по кругу. Когда кушанье роздано, отец задает самый важный вопрос дня: "Что вам приснилось прошедшей ночью?"

Вопрос: "Что вам приснилось прошедшей ночью?" -- действительно самый важный вопрос в жизни сеноев. Он станет важным и в вашей жизни (если еще не стал), когда вы обратитесь к представлениям сеноев. Вы можете применить важнейшие элементы сенойских приемов к собственной практике сновидений, чтобы исключить из них ночные кошмары и содействовать творческому процессу.

Конечно, представление о цивилизованности весьма относительно. Хотя мы намного превзошли сеноев в материальном плане, они имеют преимущества перед нами в других отношениях. Они уже достигли того, чего мы тщетно стараемся добиться. Культура сеноев миролюбивая. Проявления жестокости в ней крайне редки. Когда я посетила Малайзию в 1972 году, служащие госпиталя для аборигенов в Гомбаке рассказывали мне, что они никогда не видели, чтобы сенои провоцировали недоразумения с представителями других племен. Сенои сохраняют свое миролюбие, несмотря на то, что их окружают воинственные племена. Другие племена опасаются того, что они называют магической силой сеноев.

Сенои очень дружный народ. Главная заповедь сеноев: сотрудничайте со своими ближними, и если вам приходится поступать вопреки их желаниям, делайте это доброжелательно. Для них характерно чувство коллективной ответственности. Еда у них общая, так же, как и земля. Жизнь тоже общая. Несмотря на свою "кооперативность", сенои в то же время индивидуалистичны. Каждый имеет уникальную личность и развивает свои личные творческие способности. В решении социальных и личных проблем сенои очень гибки и изобретательны. Наряду с общепринятой моногамией, они терпимо относятся к полигамии и полиандрии.

Возможно, самая удивительная черта сеноев - их необычайная психологическая целостность. Невротики и психи, так хорошо известные нам, немыслимы среди сеноев. Западные психотерапевты не могут в это поверить, но это представление документировано исследователями, которые провели значительное время в прямом наблюдении за сеноями. Сенои демонстрируют замечательную эмоциональную зрелость. Так, желание владеть вещами и людьми у них развито на удивление слабо. Возможно, это результат их целостного психического развития. На производство средств к существованию они затрачивают очень мало времени, например, на постройку дома на 5-6 лет общине требуется одна неделя. Другая неделя уходит на то, чтобы расчистить территорию для посадок. Совместное приготовление пищи ежедневно занимает лишь несколько часов. Остальное время они используют для работы со своими снами.

Пока нет точных научных исследований, которые могли бы подтвердить, что миролюбие, дружественность, способность к творчеству, ментальное здоровье и эмоциональная зрелость - это результат уникальной способности сеноев использовать материал сновидений. Однако у нас есть все основания предполагать, что их обращение ко сновидениям - основной элемент в развитии этих черт характера.

Когда дети сеноев впервые начинают рассказывать о своих сновидениях, эти сны выглядят весьма типично для детского возраста. Так, детей во сне часто преследуют устрашающие животные или монстры. Ко времени достижения юношеского возраста они избавляются от ночных кошмаров и учатся получать в сновидениях творческие результаты. Как сеноям удается достичь столь значительных перемен в сновидениях?

Три основных правила, которые соотносятся с различными специфическими ситуациями в сновидении. Первое правило можно сформулировать так: встречайтесь с опасностью во сне и преодолевайте ее. Давайте, например, предположим, что за завтраком ребенок из племени сеноев говорит своим родителям:

- Мне снилось этой ночью, что за мной гонялся тигр.

После этого беседа может продолжаться следующим образом:

- И что же ты делал? - спрашивает отец.

- Я бежал так быстро, как только мог. Но тигр все приближался и приближался. Мои ноги не могли двигаться быстрее. Я проснулся очень испуганным.

- Хорошо, сынок, что ты видел этот сон, но в нем ты допустил большую ошибку! - говорит отец.

- Тигр, которого ты встречаешь в джунглях днем, может причинить тебе вред, и поэтому ты должен убегать от него. Но тигры, которых ты видишь во сне, могут причинить тебе вред лишь в том случае, когда ты убегаешь от них. Они будут преследовать тебя до тех пор, пока ты их боишься. Когда тебе в следующий раз приснится этот сон, а это случится очень скоро, повернись к тигру лицом. Если он нападет на тебя, ты должен будешь с ним сразиться.

- Но что мне делать, если он сильнее меня?

- Позови на помощь друзей, но сражайся сам до тех пор, пока они не придут. Всегда вступай в борьбу с существом, которое нападает на тебя. Понимаешь? Никогда не убегай от опасности. Всегда пытайся противостоять ей.

Это первое правило - встречайтесь с опасностью во сне и преодолевайте ее - является главным во всей сенойской системе управления сновидениями. Опыт сновидящих свидетельствует о важности противостояния и преодоления опасности в сновидении. Вы ощутите драматическую перемену в ваших снах, как только вы, встречаясь в них с опасностью, сможете побеждать ее. Возможно, именно это правило является залогом целостности характера, которая столь типична для сеноев.

Во сне люди часто сталкиваются с опасностью, что может подтвердить каждый. К. Холл, американский психолог, собравший данные о частоте различных переживаний в сновидениях, считает, что агрессия появляется в снах более чем у половины молодых американцев. Агрессивные образы обычно вызывают у сновидящего беспокойство, страх и даже ужас.

Агрессия во сне не просто типична. Как правило, она проявляется весьма характерным образом: сновидящий видит себя в роли жертвы. Холл сообщает:

  • человек видит себя жертвой в среднем в двух третях случаев
  • сновидящие из индейского племени Навахо являются жертвами в 89 процентах снов в то время как их соседи, индейцы Хопи - лишь в 60 процентах. Существует, конечно, различие между отдельными сновидящими. Так, в некоторых случаях сновидящий является агрессором, а не жертвой. Дети подвергаются во сне нападению намного чаще, чем взрослые. Женщины несколько чаще видят себя жертвой чем мужчины.
  • Холл утверждает, что агрессор чаще наделен мужскими чертами, чем женскими. Он находит, что животные - наиболее частый враг человека во сне, тогда как на втором месте находится незнакомый мужчина.

Если человек столь часто видит себя во сне жертвой, у него есть много возможностей практиковать правило сеноев - встречайтесь с опасностью во сне и преодолевайте ее. Вы можете сильно изменить ваши сновидения, если последуете в них этому правилу. Жители Запада могут исключить ночные кошмары из своих сновидений так же, как это делают сенои. Ниже будут даны специальные рекомендации по применению этого правила.

Второе правило сеноев созвучно первому, хотя оно связано с другим стимулом: предпочитайте удовольствие в ваших снах. Ребенка поощряют в его стремлении к приятным переживаниям во сне, к наслаждению ощущениями, ко всевозможным удовольствиям. Его также убеждают наслаждаться чувством полета во сне, расслабляться и переживать все с полной отдачей.

Третье правило я называю достижением положительного результата.

Предположим, что сенойский мальчик говорит:

- Во сне я падал с огромной скалы. Дальше беседа может продолжиться приблизительно так:

- Какой чудесный сон! И что же ты делал? - спрашивает отец (или мать).

- Я ничего не делал. Я просто падал. И это не было чудесно, это было ужасно. Я проснулся в страхе за мгновение до того, как разбиться о землю.

- В этом была твоя ошибка. Духи земли любят тебя. Они звали тебя, потому что хотели тебе что-то показать. Ты должен продолжать спать, даже если тебе страшно. Постарайся расслабиться и позволь себе падать, пока не приземлишься, чтобы узнать, что ждет тебя внизу. В следующий раз, когда увидишь такой же сон, старайся лететь, а не падать. Дай себе почувствовать, как чудесно летать. Полети в какое-нибудь интересное для тебя место.

Таким образом, ребенок может научиться избегать страха падения и превратить его в наслаждение полетом. Даже неприятное переживание ранения или смерти во сне может стать положительным. Если ребенок ранен во сне, ему можно сказать, что он получил часть силы того, кто его атаковал. Если во сне его убивают, он полностью вбирает в себя силу противника. После этого он сразу же должен переродиться в лучшем облике. До чего же неожиданно видеть у "примитивного" народа эту пропаганду "позитивного мышления"! В действенности этих методов мы еще сможем убедиться.

Однако, сновидящий достигает идеального положительного результата, когда он получает подарок от одного из героев сновидения. Для этого он должен взять у персонажа сновидения нечто такое, чем он потом сможет поделиться со своей семьей, друзьями и всем племенем.

Человек не должен заканчивать сновидение без какого-нибудь завершающего положительного действия. Он должен упасть и воспарить вверх, заниматься любовью до оргазма или сражаться до победы (или пока его не убьют) - то есть так или иначе достичь желаемого результата.

Давайте посмотрим, как эти основные правила согласуются со специфическими ситуациями, возникающими в сновидениях. В каждом сновидении, в котором вы оказываетесь жертвой, вы должны, как говорит Холл, стать "ответно агрессивными". Вам следует атаковать врага в сновидении и сражаться насмерть. Если необходимо, зовите на помощь друзей, но вы должны будете сами сражаться до тех пор, пока они не придут.

Сенои считают, что смерть врага в сновидении - добрый знак. После этого дух врага становится вашим слугой. Согласно Стьюарту, смерть врага в сновидении высвобождает позитивную энергию, которая до этого принимала вид угрожающего образа сновидения. После этого враг становится положительным, полезным героем.

Любой образ сновидения, который агрессивен по отношению к вам или попросту отказывает вам в помощи, должен рассматриваться как враг. Образы сновидений, которые кажутся друзьями, но затем атакуют вас или отказывают вам в помощи, на самом деле только маскируются под друзей. Враги в сновидениях живут только до тех пор, пока вы их боитесь.

В связи с этим хочу отметить, что среди сновидящих нет единодушия в том, что касается благоразумия "убивания" образов сновидения (их уничтожения во сне). Некоторые теоретики сновидений считают, что во сне можно лишь бороться, но не убивать. Они предлагают такие приемы, как, например, пристально смотреть в глаза внушающему страх созданию, обильно накормить его чем-нибудь и тем самым сделать его беспомощным, заставлять его предпринимать действия, которые истощат его, заставлять друзей своего врага приводить его в дурное настроение и т. д. По моему мнению, убивание образа сновидения в сенойском понимании не таит в себе ничего плохого, так как при этом предпринимается попытка создать на его месте положительный образ -- фигуру друга, слуги, союзника. При этом оказывается убитой лишь отрицательная составляющая образа. Таким образом, вы можете как-то противостоять отрицательному образу сновидения или же убить его и тем самым породить на его месте положительный образ. Сенои говорят, если враг в сновидении побежден, сновидящий должен попросить у духа врага подарок. При этом только в исключительных случаях разрешается отдавать что-то духу взамен. Если же угроза представлена не в виде конкретного образа, а например, в виде зловещего дыма, человек должен войти в зону опасности и найти в ней подарок. Это может быть стихотворение, история, песня, танец, рисунок, живопись или какая-либо другая красивая вещь. Это может быть нечто полезное - например, творческая находка или решение проблемы. Ценность подарка определяется тем, какое социально оправданное достоинство человек придаст ему по пробуждении.

Старейшины племени сеноев считают, что после инцидента в сновидении следует проделать некоторые действия в реальной жизни. Если человек видит во сне образ своего друга, агрессивно действующего по отношению к нему, он должен сообщить своему другу об этом, когда проснется, чтобы тот имел возможность внести изменения в свой образ. Если человек не противодействовал, когда во сне на него нападали, он должен принять решение противодействовать в следующем сновидении. Если человек сам был агрессивен во сне или отказал в помощи другу, которого он знает в жизни, он должен извиниться перед ним, когда проснется.

Если человек видит во сне, что кто-то из числа его знакомых подвергается опасности, по пробуждении он должен предостеречь его. Сновидящий должен готовить себя к тому, чтобы в будущих снах победить угрожающий образ до того, как тот отважится его атаковать.

Переходя к рассмотрению сексуального взаимодействия во сне, отметим, что, по мнению сеноев, если во сне возникает приносящий удовольствие сексуальный контакт на любом уровне (например, поцелуй или ласки), человек должен продолжать его вплоть до полового акта, стараясь при этом переживать все с полной отдачей. Если кто-то вступил в сексуальные отношения во сне, он или она должны довести их до оргазма. По мнению Стьюарта сенои считают, что в сновидении человек не может слишком много любить, и что здесь ему не следуют описаться непристойностей и кровосмешения. Все образы сновидений являются частью того, кто их видит, и нуждаются в интеграции. Всякий раз, когда человек во сне встречается с любовником или любовницей и достигает оргазма, он должен попросить у него или у нее подарок на память о встрече. Подарком может стать красивая или полезная вещь - типа тех, которые описывались выше. Таким образом, встречаясь с пугающим персонажем, вы приближаетесь к нему, побеждаете его и требуете подарок; встречаясь с романтическим персонажем, вы приближаетесь, наслаждаетесь и просите подарок. Из каждого переживания во сне вы должны извлечь что-то положительное.

Мы видели, что в случае падения во сне сенои предлагают не бояться этого переживания, а испытывать радость полета. Если человек падает во сне, он должен позволить себе спать дальше, расслабиться и приземлиться. После пробуждения он должен принять решение летать, а не падать в следующих сновидениях. Если же он летает во сне, ему следует продолжать летать, как можно полнее перепаивая приятные ощущения. Независимо от того, летает он или падает, сновидящий всегда должен попытаться прибыть в какое-нибудь интересное место. Ему следует осмотреть это место, людей, находящихся там, одежду, которую они носят, то, как они танцуют, послушать песни, которые они поют, посмотреть их рисунки -- он должен запомнить все, чтобы поделиться своими находками с племенем. В этом случае он находит подарок (или, лучше сказать, сокровище), а не требует или просит его.

Сенои считают, что в любом сне, в котором человек встречает друга в сновидении (случайно или преднамеренно), он должен принять его помощь и высказать ему свою признательность. Он должен быть признателен друзьям в сновидениях, он должен попросить у них подарок; он должен поделиться подарком с другими или как-то по-другому использовать его. Если образ сновидения очень дружественен, сновидящий должен попросить его стать помощником (что, по Холлу, будет предельным проявлением дружественности в сновидении). Современный исследователь, специализирующийся на изучении религиозной системы сеноев, рассказывал мне, что обычный сеной приобретает в своих сновидениях одного или нескольких духов-помощников, которыми могут быть природные объекты, как-то цветок или скала. Лишь некоторые сенои, почитающиеся великими шаманами, могут иметь много различных духов-помощников, среди которых, например, может быть тигр. Духи-помощники называют видящего их во сне человека - отцом. Каждый дух-помощник становится для сновидящего другом-ребенком, рассказывая ему самые разнообразные истории -- о танцах, о песнях, о религии и так далее. Сведения, полученные от духа-помощника, могут даже приводить к изменениям в религиозной структуре. Таким образом, религия меняется от деревни к деревне, в зависимости от индивидуальных находок ее сновидящих.

Обратите внимание на различие между представлениями о сновидениях у американских индейцев и у сеноев. Для американских индейцев сновидящий -- это ребенок, которому из жалости помогают предки (духи-хранители), тогда как для сеноев сновидящий -- это отец, которому помогают дети (духи-помощники).

Какое существенное психологическое различие! Маленький американский индеец должен страдать, голодая, плача и даже сам нанося себе телесные увечья, чтобы разжалобить духа предков, который в конце концов приходит ему на помощь. Маленький сеной должен сражаться с образами сновидения для того, чтобы обратить их в друзей сновидения, стать отцом многих духов-помощников, которые будут помогать ему в жизни. Разница между ними в степени доверия, независимости и положительном представлении о себе. Человек, считающий себя подобным маленькому индейцу, над которым сжалился добрый дедушка, будет совершенно иначе относиться к людям в реальной жизни, чем тот, кто видит себя во сне отцом и другом многих доброжелательных духов. По мере того, как вы будете находить все больше, у вас появится уверенность, что в трудную минуту они вас не подведут.

Сенои считают, что при любом типе сновидений, если человек видит пищу, он должен обязательно поделиться ею с другими персонажами сна. Это отражает чувство ответственности сеноев перед коллективом.

15.08.2000
(опубликована на сервере 15.08.2000)


Комментарии к материалу


Новая реплика


Гость 06.03.05 02:41
Заголовок:
Текст:
Не проверять синтаксис

Ник:  Пароль:  
Новый пользователь


<>
<>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть