Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 






Шалва АМОНАШВИЛИ: "Улыбка моя, где ты?
Без нее не выбирайте, пожалуйста, педагогическую профессию"  > Humans.ru - Сообщества, психология и НЛП  > Мир Человека  > Человек и Человеки  > Сообщества  > Семья и Детство  > Шалва АМОНАШВИЛИ: "Улыбка моя, где ты?
Без нее не выбирайте, пожалуйста, педагогическую профессию"

[Обсуждение]  (6 реплик, 17.09.2007 15:41)  [Вид для печати]
    

Шалва АМОНАШВИЛИ: Улыбка моя, где ты?
Без нее не выбирайте, пожалуйста, педагогическую профессию


Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься.

Китайская поговорка    


Чем глубже познавал я детей и профессиональную жизнь учителя (а жизнь эта беспредельна), тем больше возмущали меня разом все учебники по педагогике: в них почему-то не чувствовал я любовь и уважение к себе, учителю, и к своим ученикам. В них я и сейчас не нахожу такого страстного призыва к утверждению прекрасного в жизни и к познанию жизни, с какой страстью устремлены к ним сами дети и я тоже вместе с ними.
В этих учебниках - и в прежних, и в современных - я вычитываю "научные" сведения о неких высушенных традиционным авторитаризмом понятиях, приемах, принципах, методах, законах и тому подобных вещах, которые тянут меня в болото формализма и равнодушия, внешнего благополучия и показухи. Они упорно стараются склонить мое сознание и подсознание к насилию, строгостям и грубостям. И делают это от имени науки, которая не терпит апелляционности. Однако в практике многих моих коллег я вижу, какими беспомощными и необоснованными являются эти вроде бы научно доказанные и определенные дидактические и воспитательные скелеты.
Что это за научная педагогика, думал я, которая ни слова не скажет о любви, о сердце? Такая наука стала для меня скучной.
Раньше не раз я задавал самому себе вопрос: почему я невзлюбил ни одного учебника педагогики и почему я все делаю наоборот, а не так, как велит мне наука об обучении и воспитании детей? Почему я веду себя как бы назло науке?
Из учебников педагогики наука строго следила за моей образовательной практикой и хмурилась в знак недовольства и возмущения. Но сердце мое становилось все более непослушным, а мысли - все более невосприимчивыми к ее наказам.
Почему так происходило, я тогда не мог объяснить.

Учебники по педагогике были безжизненными и сто лет назад. Но как ни раздвинула наука свои границы, они и сегодня такие: хмурые, сухие, строгие, грубые, требовательные и приказные, самодовольные и авторитарные.
Педагогическая наука, кажется мне, торжествует; торжествует она из-за того, что становится наукою, а не чем-либо другим. Она не хочет быть высочайшим из всех искусств искусством, не хочет быть мерой всех наук, мерой самой жизни, высочайшей, Божественной культурой мышления. Она считает все это ниже своего научного достоинства. Но так же, как и другие науки, которые принцип материализма отбросил далеко от духовности, она любуется самой собою.
Зачем ей любить детей и провозглашать любовь? Ни сердце, ни любовь, ни духовность не измеряются, значит, они нематериальны, то есть не подвергаются научным испытаниям.
А что есть наука? Она открывает некие законы объективной действительности, измеряет объективную реальность и для этого пользуется так называемой научной логикой, научными понятиями и методами. Законы, установленные наукою, всеобщи и обязательны для всех.
Разве не лучше называться наукою, а не чем-то другим? И педагогическая наука тоже в поте лица открывает объективные законы объективной действительности, тоже следуя научной логике и принципу материализма, выводит абстрактные понятия и суждения.
В ней я и мои ученики превращаемся в некие алгебраические величины А и Б, как два велосипедиста (из учебников математики), которые спешат навстречу друг другу.
Педагогика ("Великая дидактика") есть универсальное искусство учить всех всему, говорит творец и классик педагогики Ян Амос Коменский. Педагогика не есть наука, твердит классик педагогики Константин Дмитриевич Ушинский, она есть самое величайшее искусство, которое знает человечество.
Но вот представители "обнаучивания" педагогики скажут наивным учителям: Коменский и Ушинский являются основоположниками научной педагогики.
Жаль, что Коменский и Ушинский не могут еще раз подтвердить свою мысль о педагогике. Еще раз пояснить всем, что педагогика превосходит все науки и что она творит уровень жизни.
Я открыл для себя другую педагогическую науку - сокровенную.
Что означает слово "наука"? Сравните его с выражением "на ухо". Наукою в древние времена назывались те сокровенные знания, которые передавались только доверенным, передавались "на ухо", то есть секретно.
Сокровенные педагогические знания откроются каждому в той мере, в которой он устремлен к ним. Они поступят к нему через интуицию и чувствознание. Но интуиция и чувствознание требуют жертв: бескорыстной любви и преданности к детям, общения с ними на принципах равноправия, свободы и сотрудничества, устремленности к Высшему.
И если кто открывает в себе такие сокровенные знания, будет ли он разбазаривать их, предлагать каждому встречному?
Да и не примет их каждый встречный: кто возмутится ими, кто проявит недоверие, кто высмеет их.
А в них ведь таятся крупицы истины.
Вот вам сокровенное знание: "Ничего не запрещать детям, даже вредное не запрещать".
Вы принимаете его или тут же обрушиваетесь на него градом сомнений, насмешливо улыбаетесь, строите непробиваемую стену суеверия. Так можно ли доверять вам "на ухо" эту науку?
Сокровенные знания имеют особые свойства: они не вмещаются в тексты и контексты книг, а засекречиваются в глубинах подтекстов, где слова становятся бессильными вывести их наружу и дать огласке; они никак не поддаются изложению способами казенной науки, не фиксируются обычным зрением. Они постигаются только сердцем, только духовным чтением благородных педагогических книг. А такими книгами являются в первую очередь книги классиков педагогики. Они давно ведут с нами доверительный разговор "на ухо", но ведь надо нам научиться духовному чтению, чтобы услышать шепот из глубинных недр их учений.
Сказано: "Мощь - улыбка небес".

Что нам известно о сокровенности Улыбки?
Возьмите все учебники по педагогике, которые только будут у вас под рукою, и ищите в них слово "улыбка". Найдете его в них или нет? Берите педагогические и психологические словари и ищите в них то же самое слово. Не нашли? Я тоже искал "улыбку" в педагогических учебниках, словарях, энциклопедиях, но ее в них не обнаружил.
Может быть, сделаем вывод о том, что Улыбка не имеет никакой педагогической ценности, ее не назовешь ни методом, ни принципом, ни закономерностью обучения и воспитания? Вот тогда и увидим "причину", почему слово, обозначающее такое психическое выражение лица, не нашло места ни в педагогических, ни в психологических источниках. Учителю улыбаться детям опрометчиво. Зачем такое слово чопорному педагогическому мышлению, когда есть слова: строгость, требовательность, проверка, контроль, управление, оценка, тестирование, объяснение, закрепление и т.п.? Дело не до улыбок.
Но вообразите себе, что исчезли из жизни людей все улыбки, вообразите, что исчезли в Природе все цветы.
Во что превратится эта Жизнь, какой станет Природа?
Мы изгоняем из школы улыбки?
Мы стесняемся улыбок?
Мы не считаем их нужными?
Мы считаем их вредными?
Мы отучились улыбаться?
Тогда нужно немедленно закрыть школы, чтобы они не распространяли вокруг себя омертвение!
Улыбка проявляет Жизнь, и какая будет школа, если она не признает улыбку, не насытит ею все свое пространство?
Какая это будет педагогическая наука, для которой улыбка не есть сущностное понятие?
Улыбка очеловечивает Жизнь, несет в ней Свет.
Без учительской улыбки гаснет в жизни учеников свет радости познания, тают любовь и устремление.
Учитель без улыбки - чужой человек среди учеников...

Вся Вселенная, вся Жизнь на Земле - одна животворящая Улыбка и Радость.
Улыбается Космос - Вечностью и Беспредельностью.
Улыбается Небо - Звездами и Радугами.
Улыбается Солнце - Лучами и Светом.
Улыбается Земля - Жизнью Великой.
Улыбается Жизнь - Восхождением и Утверждением.
Улыбается Христос - Призывом и Благословением.
Улыбается Поле - Цветами и Благоуханием.
Улыбается Человек - Верою и Созиданием.
Улыбается Ребенок - Настоящему и Будущему.
Кто улыбается, тот живет.
Кто не улыбается, тот сохнет.
Улыбка - знак качества улучшения бытия.
Должна же улыбаться Школа, держательница Жизни?
Улыбка Школы - Учитель.
Улыбка Учителя - его Сердце.

Ребенок улыбается еще до рождения, находясь в утробе матери.
А когда родится, засеките время: в точно назначенные сроки он улыбнется, и это будет его Первая Улыбка, которую мы сможем увидеть, если не будем сводить с него глаз.
Она возникнет у него в уголке рта. Он может спать в это время, может смотреть в глубь пространства (видит кого-то?), не важно, но он обязательно улыбнется в назначенное время, не раньше, не позже. Все младенцы знают этот назначенный срок улыбки. Может быть, посылают улыбку звездам?
Улыбка эта блаженная и божественная, самая прекрасная из всех человеческих улыбок. И сияет она на лице младенца всего несколько мгновений. А потом забирает он Первую Улыбку свою обратно вовнутрь, как источник всех остальных улыбок, которые засияют на его лице в дальнейшем, в течение долгих лет жизни.
Кто Матерь Улыбки? И кому была предназначена Первая Улыбка?
Скажут: кто же еще Матерь Улыбки, Природа, конечно!
Но нет. Природа только способствует проявлению улыбки, она всего только проводник улыбки. А рождает ее душа ребенка, душа улыбается.
Но кому улыбается ребенок, не себе же самому?
И солнце не светит для себя, а для кого-то и чего-то.
И цветы не растут для себя, а для других.
И дождик не льется для себя, а для других.
Все, что существует на Небе и на Земле для других, есть Улыбка, есть проявление Улыбки.
Улыбка существует только для других. И если человек скажет, что может улыбаться самому себе отвечу: не может, ибо в это же самое время он улыбается самому себе, как другому.
Но кому посылает младенец свою Первую Улыбку, тайна.
Мы можем догадаться, кому: улыбается он своей блаженной и Божественной Первой Улыбкой тому, кто его Послал. Душа посылает знак благополучного приземления своему Небесному Покровителю.
Однако та же самая Первая Улыбка может быть предназначена и нам тоже, людям, которые приняли посланного. Это так же, как улыбается вестник, пришедший к нам в дом с неожиданной доброй вестью.

Догадки наши не рассеивают таинство Первой Улыбки младенца, она остается загадкой. И пока она есть загадка, пока наука не в состоянии ее разгадать, воспользуюсь случаем и сотворю миф о происхождении Улыбки.
Вот мой миф.
Это было давно, очень-очень давно, когда люди не имели еще улыбку.
Да, было такое время.
Жили они грустно и уныло. Мир был для них черно-серым. Блеск и величие Солнца они не замечали, звездным небом не восторгались, не знали счастья любви.
В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на Небесах решил спуститься на Землю, то есть воплотиться в тело, то есть родиться и испытать земную жизнь.
"Но с чем я приду к людям?" - задумался он.
Ему не хотелось прийти к людям в гости без подарка. И тогда он обратился к Отцу за помощью.
- Подари людям вот это, - сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми божественными цветами.
- Что это? - удивился добрый ангел.
- Это Улыбка, - ответил Отец. - Положи себе в сердце и принесешь людям в дар.
- И что она им даст? - спросил добрый ангел.
- Она принесет им особую энергию жизни. Если люди овладеют ею, то найдут путь, по которому утверждаются достижения духа.
Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое.
- Люди поймут, что рождены друг для друга, откроют в себе любовь, увидят красоту. Только им нужно быть осторожными с энергией любви, ибо...
И в это самое мгновение добрый ангел спустился с Небес на Землю, то есть воплотился в тело, то есть родился, и он не дослушал последние слова Отца:
Новорожденный заплакал. Но не потому, что испугался темной пещеры, угрюмых и еле различимых лиц людей, с недоумением глазевших на него. Заплакал он от обиды, что не успел дослушать: почему людям надо быть осторожными с Улыбкой? Он не знал, как быть: подарить людям принесенную для них Улыбку, или утаить ее от них?
И решил: извлек из сердца лучик искры и посадил его в уголке своего ротика.
"Вот вам подарок, люди, берите!" - мысленно сообщил он им.
Мгновенно пещеру осветил чарующий свет. Это была его Первая Улыбка, а угрюмые люди увидели Улыбку впервые. Они испугались и закрыли глаза. Только угрюмая мама не смогла оторвать глаз от необычного явления, сердце ее зашевелилось, а на лице отразилось это очарование. Ей стало хорошо.
Люди открыли глаза, их взгляд приковала к себе улыбающаяся женщина.
Тогда младенец улыбнулся всем еще, еще, еще.
Люди то закрывали глаза, не выдерживая сильного сияния, то открывали. Но наконец привыкли и тоже попытались подражать младенцу.
Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стерла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них разом стал красочным: цветы, солнце, звезды вызвали в них чувство красоты, удивления, восхищения.
Добрый ангел, который жил в теле земного младенца, мысленно передал людям название необычной энергии жизни, и им показалось, что слово "Улыбка" придумали они сами.
Младенец был счастлив, что принес людям такой чудодейственный подарок. Но иногда он грустил и плакал. Маме казалось, что он голодный, и она спешила дать ему грудь. А он плакал, потому что не успел принести людям предупреждение, какую им нужно проявить осторожность с энергией Улыбки.
Так пришла к людям Улыбка.
Она передалась и нам, людям настоящей эпохи.
Потом мы оставим эту энергию последующим поколениям.
Но пришло ли к нам знание: как нам нужно относиться к энергии Улыбки? Улыбка мощь несет. Но как применять эту мощь только во благо, а не во зло?
Может быть, мы уже нарушаем некий важнейший закон этой энергии? Скажем, улыбаемся фальшиво, улыбаемся равнодушно, улыбаемся насмешливо, улыбаемся злорадно. Значит, вредим самим себе и другим!
Нам нужно немедля разгадать эту загадку, или же придется ждать, пока не спустится с Небес наш добрый ангел, несущий полную весть об энергии Улыбки.
Лишь бы не было поздно.

"Улыбайтесь собственному Я! Улыбайтесь каждому! Улыбайтесь детям! Улыбайтесь Пославшему Вас!" - скажу я.
Но кто-то возразит мне: "А если не хочется мне улыбаться, нет настроения, все же улыбаться?"
Другой добавит: "Глупо держать рожу постоянно улыбающейся!"
Третий оборвет меня: "Имеет же человек характер, в который не вписывается улыбка!"
Найдется и четвертый, который поставит условие: "Будет хорошая жизнь, буду улыбаться!"
Так скажут те, кто не знает, что улыбка идет от сердца, и все улыбки, которые не от сердца то от лукавого. Они не знают еще и о том, что улыбка, которая от сердца, преобразовывает жизнь, делает ее красивой. Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает жизнь.
Однако пусть не улыбается тот, кто не хочет улыбаться, кто обижен на жизнь, у кого характер такой - без улыбки, для кого улыбка - неестественная гримаса на лице.
Только нужно попросить их: не выбирайте, пожалуйста, педагогическую профессию, дети не любят учителей и воспитателей, которые не умеют и не хотят им улыбаться искренне. Педагог, лишенный улыбки, не может не навредить своим воспитанникам.
Что такое Улыбка? Как она преобразовывает вашу и мою, нашу личную или общественную жизнь?
Вот что я думаю по поводу этих вопросов.
Улыбка есть особая духовная сила, которая проходит через сердце и проявляется внешне как выражение лица, излучающее внутренний свет и тепло. Улыбками выявляются, передаются и посылаются другим наши отношения, чувства, мысли. И так как истинная Улыбка идет только от доброго сердца, то все, что ею выражается, служит поддержке, поощрению, вдохновению, успокоению тех, к кому она обращена.
Улыбка, как и мысль, есть детище духа; качество ее, как и качество мысли, исходит от сердца. Улыбка, наполненная благими чувствами, вдохновляет людей на благие деяния.
Что может сотворить энергия Улыбки?
Вот на что она способна:
- поднимает настроение тому, кто улыбается, и тому, кому улыбается;
- закрепляет устремленность к благу в том, кто улыбается, и в том, кому он улыбается;
- иначе говоря, облагораживает того, кто улыбается, и того, кому он улыбается;
- усиливает доверие людей друг к другу, способствует возникновению и закреплению духовной общности;
- помогает зарождению и усилению в людях веры, надежды, любви;
- зовет и ведет людей по пути сотрудничества, облагораживает их общность;
- служит целебной эманацией;
- гармонизирует характер людей, делает их более терпеливыми и уступчивыми;
- облегчает и сокращает путь сближения людей, служит взаимопониманию;
- служит накоплению даров духа;
- гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть;
- делает жизнь людей красивой, радостной.
Так улыбка несет мощь.

Сказал однажды Бог: "Сделаю так, чтобы все люди Земли улыбнулись одновременно. Может быть, поймут они тогда, какую энергию жизни Я им подарил!"
И сделал Он так: все люди Земли, все-все исключительно, вдруг воззрели на Небо и, не ведая почему, послали сердечные улыбки в Беспредельность.
В тот же миг по всей планете зазвучала Музыка Сфер, раскрылось Небо, и каждый воочию узрел Царство Небесное.
Последовало изумление, восхищение и страх людей.
"Оооо!" - разнеслось в пространстве.
И сразу все прошло: Музыка Сфер прекратилась, и Небо закрылось.
"Что это было?!" - недоумевали люди, но не находили ответа.
Никто не связывал чуда, свидетелем которого стал, с улыбкою, которую направил в Беспредельность. Они искали ответ далеко-далеко от себя, но не в себе, в своей искренней улыбке.
Только младенец, который тоже улыбнулся вместе со всеми и узрел чудо, собрал все свои будущие дарования и мысленно воскликнул: "Моя улыбка мощь несет, она открыла Небо!" Младенец залепетал, но мама не обратила на него никакого внимания.
Но что было бы, если она даже услышала бы, о чем глаголил младенец?
Впрочем, все знают давным-давно, что устами младенца глаголит истина, но взрослые младенцам не верят, потому что им не понятна и не нужна истина.
Хоть бы быстро подросли младенцы и не забыли о своих истинах!

Улыбка есть духовное даяние. Она связана с духовной щедростью и самопожертвованием. Может быть, тебе самому плохо, но улыбаешься другому, чтобы ему было лучше. Это есть жертвенная улыбка.
Вспоминаю свою маму. Я со своей семьей жил отдельно, был поглощен своей работой, а время от времени навещал ее. Она встречала меня бодро и весело, расспрашивала о моих делах, кормила вкусными блюдами. А когда я собирался уходить, задерживала меня у дверей и спрашивала: "Когда еще придешь?" Потом ее уложили в больницу, это было для меня неожиданностью. Она знала, что ей оставалось жить всего несколько дней. Я присел к ней на кровать. Она взяла мою руку в свои худые руки и ласково улыбнулась мне. Но я увидел другое: улыбку сердца, полную любви. Потом она ушла из жизни, а я узнал следующее: когда я приходил домой навещать ее, она по крупицам собирала в себе все оставшиеся силы, вставала с постели, встречала и угощала меня, улыбалась и старалась выглядеть бодро. Делала все, чтобы я не догадался о ее болезни, что, по ее мнению, могло помешать мне экспериментировать и защищать идеи гуманной педагогики.
Жертвенная улыбка моей матери стала опорой моего внутреннего духовно-нравственного мира.
Улыбка эта несет мне мощь и умножает мои духовные даяния.
Улыбка есть духовное даяние, и потому она не может не быть искренней, сердечной, доброй, спокойной, теплой, светлой. Она исходит от сердца и пропитана любовью. Все это есть качества Улыбки.
Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором в данный момент он нуждается больше всего.
Вот какими могут быть спектры Улыбки:
- дружеская улыбка,
- приветливая улыбка,
- улыбка сорадости,
- улыбка ободрения,
- ласковая улыбка,
- улыбка одобрения,
- улыбка согласия,
- улыбка единения,
- улыбка понимания,
- улыбка восхищения,
- улыбка успокоения,
- улыбка сожаления,
- улыбка сочувствия,
- улыбка сострадания.

Есть улыбка проявленная и улыбка непроявленная, или внутренняя.
Непроявленную улыбку можно сравнить с внутренней речью. Внутренняя речь создает в человеке речевое состояние, откуда могут выделяться, оформляться мысли, а потом произноситься (озвучиваться) или записываться, т.е. внутренняя речь преобразуется во внешнюю.
Но эти мысли могут так и остаться невысказанными, скрытыми.
Так же, как речевое состояние, ядром которого является внутренняя речь, я полагаю, что в человеке существует состояние улыбки, основой которого является внутренняя Улыбка. Она пропитывает весь характер человека, его духовно-нравственный мир. Внутренняя Улыбка может быть проявлена в виде того или иного спектра, но может остаться непроявленной, но и в таком состоянии руководить поступками человека, окрашивать его дела и отношения к людям соответствующими спектрами.
О человеке, который внутренне переполнен Улыбкою, то есть находится в постоянном состоянии улыбки (так же, как находится он в постоянном состоянии внутренней речи - осознанной или неосознанной), можно сказать, что он и есть Улыбка, он живет, как Улыбка. Жизнь его искрится улыбками - проявленными и непроявленными, человек излучает благотворную энергию, которою могут пользоваться многие, кому он улыбается или кто окажется в его поле излучений. Нам хорошо быть рядом с таким человеком.
Непроявленная Улыбка - это та, которая не отразилась на лице человека, но внутри его духовного мира она оформилась как образ благодеяния, образ любви, как образ устремленности. Непроявленная Улыбка, как и проявленная, конкретна, то есть обращена на кого-то или на что-то. Человек улыбается в душе кому-то, кто, может быть, не находится рядом. Улыбка посылается, и она так же, как посланная мысль, достигает цели.
Проявленная же улыбка - это та, которая отражается на лице: губы чуть раскрываются, лицо, глаза испускают свет и сияние. Если искать цветовую гамму улыбки, то, по всей вероятности, обнаружим необычное, Божественное сочетание красок, которое в каждом конкретном случае меняется. Если сравнить улыбку с цветком, тоже надо вообразить множество нежных полевых цветов, которые без навязчивости дарят вам радость, успокоение, способствуют отдохновению, лечат.
Улыбка, как и мысль, не повторяется, она только разовая, единственная не только по своему внутреннему сочетанию чувств, но и по своему внешнему проявлению. Внешний облик улыбки творит внутренняя ее сущность.
Улыбка так же, как мысль, беззвучна. Она не есть смех, который звучит, гудит, потрясает пространство, его можно услышать на расстоянии. Хочу сразу же добавить еще о самом важном отличии улыбки от смеха: человек смеется для своего удовольствия, так же, как ест, пьет, но улыбается для другого. Смех не несет в себе жертвенность.
Улыбку можно только чувствовать и замечать. Замечать можно ее очертания на лице человека и ее сияние. Точнее сказать, мы видим и замечаем не саму улыбку, а ее материализованное проявление. Саму же улыбку можем воспринимать чувствами. Улыбка есть сгусток чувств с особым сочетанием, потому ее могут "видеть", принимать чувства. Внешняя же улыбка есть форма, указующая на излучающую энергию изнутри человека.
Человек с духовным состоянием улыбки - это земное солнышко. Такие люди нас согревают, защищают, воодушевляют. Они воспринимаются нами как обаятельные, добрые, чуткие и близкие. Каждый из нас тоже солнышко, если в сердце теплится улыбка для других.

Хочу повториться в связи со сравнением улыбки со смехом.
Хотя смех есть своего рода производное от радости и хотя улыбку со смехом то и дело ставят на одном уровне, тем не менее природа каждого из них резко отличается друг от друга. Если судить по их внешнему проявлению, то может показаться, что улыбка - вроде бы прелюдия смеха: человек улыбается и тут же начинает смеяться. Но эта улыбка, которая может предваряться смеху, только внешне похожа на улыбку. По сути же своей она атрибутика смеха и служит той же цели, что и смех.
Истинная Улыбка несет другим дары духа, она жертвенна.
Именно эта жертвенность отсутствует в смехе. Люди смеются, но в каждом случае и каждый в отдельности смеется только для себя, для своего эмоционального удовольствия. Своим смехом, даже заразительным, человек не намеревается послать другому энергию добра, радости и сочувствия. Своим смехом человек заряжает сам себя.
Ну, конечно, должен быть источник смеха - тот, который смешит других своим остроумием, даром юмориста, умением рассказывать смешные истории, в том числе - анекдоты. Но тот, кто смешит, тоже не восполнен высшим устремлением жертвенности. Можно смеяться по разным причинам, но для другого, ради другого человек смеяться не будет.
Смех вызывает в нас хорошее настроение, иногда даже бережет наше здоровье и лечит болезни (назовем это смехотерапией). Но мой смех не направит на других мою энергию сочувствия. И если все же смех будет направлен на другого, то это будет скорее злобная энергия, энергия злорадства - высмеивать, насмехаться, брать на смех (то есть унижать человека).

Улыбка несет в себе свое Божественное Начало. Все Божественное должно служить Божественному: возвышенному, духовному, благому, доброму. Таково предназначение Улыбки. Говорят же: "Божественная Улыбка", "Ангельская Улыбка".
Однако низменные чувства и устремления людей породили суррогаты и антиподы Улыбки. Истинная Улыбка несет только благо, а нести другим зло она не умеет, не может и не будет. Суррогаты же ее несут, целенаправленно посылают именно злобную, отрицательную энергию. Вот они, эти суррогаты:
- притворная улыбка,
- фальшивая улыбка,
- злорадная улыбка,
- равнодушная улыбка,
- снисходительная улыбка,
- ехидная улыбка,
- предательская улыбка,
- лукавая улыбка,
- ироническая улыбка,
- насмешливая улыбка,
- улыбка вожделения,
- подлая улыбка,
- горделивая улыбка,
- сатанинская улыбка.

Собрал прокаженный хворост и прямо на площади разжег костер.
- Что ты делаешь? - спросили собравшиеся, стоя поодаль от прокаженного.
- Жгу свою проказу! - ответил он.
Взял с земли колючую ветку, отломал одну колючку и бросил в костер.
- Превращайся в пепел, моя улыбка злобы!
Потом отломал он вторую колючку и тоже бросил в костер.
- Превращайся в пепел, моя улыбка подлости!
Так отламывал он колючки, бросал в огонь и приговаривал:
- Превращайся в пепел, моя улыбка ненависти!
- Превращайся в пепел, моя улыбка зависти!
- Превращайся в пепел, моя предательская улыбка!
Сжег он свои улыбки хамства, равнодушия, злорадства, вожделения.
Из глаз прокаженного лились потоки слез.
Наконец, бросив в костер последнюю колючку, воззрел к Небу и торжественно и с великой мольбою произнес:
- Боже, верни мне Улыбку Сердца!
И с этими словами сам бросился в костер.
- Оооо, - с ужасом воскликнули собравшиеся.
Спустя мгновение над пылающими языками пламени возвысился прекрасный юноша с сияющей Сердечной Улыбкой.
- Смотрите, Бог очистил меня! - произнес он торжественно, - Костер примет и Ваши пороки. Очиститесь, кто хочет!
Кто хочет?
Улыбки, которые сжигал прокаженный, можно назвать улыбками тьмы. Всякий, кто победит в себе улыбки тьмы, достоин таких же почестей, как тот, кто идет к людям с Улыбкою Подвига.

Мощь Улыбка несет.
Пламя Улыбки всемогуще. Она может испепелить улыбки тьмы, воскресить жизнь в человеке. Но мощь пламени моей и вашей улыбки зависит не от самих наших улыбок, а от наших благих устремлений.
Мощь пламени Улыбки несут:
- Улыбка Подвига,
- Улыбка Преданности,
- Улыбка Единения,
- Улыбка Сотрудничества,
- Улыбка Решимости,
- Улыбка Самопожертвования,
- Улыбка Помощи,
- Улыбка Созидания,
- Улыбка Спасения.
Улыбки эти прекрасны, величественны, торжественны. Улыбки эти сияющие. В них высшая энергия Света.
Светлая Улыбка бережет планету Земля.
Наша Светлая Улыбка созидает Космос.
Где-то вычитал я одну прекрасную историю, не помню автора, за что извиняюсь перед ним.
История такая.
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке.
Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели держаться подальше от странной старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей.
Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Улыбка есть Особая Мудрость.
Овладеть этой мудростью означает: не просто жить на Земле, но жить по-особому. Человек, открывший в себе мудрость Улыбки, будет идти в жизни верхними путями, по узким тропинкам, по направлению Узких Ворот.
Нужны примеры?
Пример жизни Матери Терезы.
Она прожила жизнь Божественной Улыбки и сама стала Великой Улыбкою, образом ее мудрости. Она улыбалась не только тем, кого спасала, но она объяла и обмыла Великою Улыбкою своего сердца и души всю Планету, все человечество с его прошлыми, настоящими и будущими поколениями. Она оставила каждому из нас свет и мощь своей Улыбки. Нам нужно только уметь принять Улыбку Матери Терезы.
Есть дар - одаривать людей улыбкою. Но нужен дар - принимать улыбку.
Образ Великой Улыбки Матери Терезы - многим поколениям на многие века. Улыбка ее, как Солнце: она не гаснет.
Что такое Мудрость Улыбки?
Можем познать эту мудрость на живом примере Мудрости Улыбки Матери Терезы.
Как улыбаться нам людям, нуждающимся в нашей улыбке?
Так же, как Мать Тереза.
Как улыбнулась бы она голодному, которого нужно накормить?
Как Иисусу Христу.
Как улыбнулась бы она жаждущему, которого нужно напоить?
Как Иисусу Христу.
Как улыбнулась бы она бездомному, которого надо приютить?
Как Иисусу Христу.
Как она улыбнулась бы одинокому и брошенному?
Как Иисусу Христу.
А нежеланному?
Прокаженному?
Душевнобольному?
Прохожему?
Заключенному?
Слепому?
Неверующему?
Как она улыбнулась бы проститутке, которую нужно спасти и пристроить в жизни?
А человеку с зачерствевшим сердцем?
Алчному на золото?
А упивающемуся властью?
Как она улыбнулась бы самому Иисусу Христу?
Мать Тереза улыбнулась бы каждому из них так же, как Иисусу Христу.
В этом Особая Мудрость Улыбки.
Каждого человека, каждое явление жизни Мать Тереза принимала как самого Иисуса Христа. Она спасала людей от чумы, от бедствий, протягивала руку помощи утопающим в пороках человеческих, улыбаясь им Улыбкою Подвига, Улыбкою Преданности, Улыбкою Сострадания, Улыбкою Самопожертвования, Улыбкою Веры, Надежды, Любви, Света и вообще Улыбкою Самого Иисуса Христа.
А как улыбнулась бы она мне - простому учителю школы?
Как она могла улыбнуться,если не было у нее другой улыбки, кроме Улыбки Иисуса Христа.
Я принимаю эту Улыбку с благоговением, и мое сердце восполняется энергией Творца. Я горжусь, что я учитель; принимаю эту Улыбку и спешу к детям. Они сегодня больше всего нуждаются в Улыбке своего учителя.
И улыбнусь я им Улыбкою Иисуса Христа.

Окончание следует

© Учительская газета
ISSN 1607-2162

http://www.ug.ru/t23.htm

01.10.2001
(опубликована на сервере 01.10.2001)



Комментарии к материалу


Новая реплика


Гость 16.10.07 07:25
Заголовок:
Текст:

Ник:  Пароль:  
Новый пользователь


<> <>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть