Читая, одни становятся умней, а другие - начитаннее.
Г.Ковальчук.
Сообщества в интернете сегодня - это прежде всего общение по интересу, поэтому предложить возможность пользователям обсуждать любой информационный элемент системы просто недостаточно. Большие интересные журналы (например, «Эксперт») представляют собой набор качественных статей, на подготовку которых уходить много времени и ресурсов. Статьи подобного рода являются результатом исследовательской работы автора, он знает эту проблему лучше других и наверняка проконсультировался с экспертами в этой области, т.е. он по большому счету не заинтересован в обсуждении данной статьи с читателями. Безусловно, такая статья может задать тему для дискуссии, если только она не является законченной теорией. Автор и так знает гораздо больше читателей о предметной области, ему приятна активность вокруг своего материала (ключевое слово своего) и иногда обратная связь дает что-то новое.
Без взаимодействия с информацией, без споров вокруг статьи (хотя бы с самим собой) становишься начитаннее, а чтобы стать умнее нужно гораздо больше. Например, обсудить проблему в сообществе.
В отличие от корифеев, начинающему исследователю интересно любое высказывание об интересующей его проблеме, поскольку в начале исследования он нуждается в большом количестве точек зрения и предложений для расширения своего кругозора, поиска решений, мотивации для продолжения работы.
В подтверждение этой гипотезы можно привести любой студенческий семинар, где людей заинтересовала тема обсуждения. Недостаток знаний с успехом компенсируется желанием найти решение, свежим взглядом и коллективным поиском истины. Наибольшее обсуждение вызывают доклады, авторы которых до конца не разобрались в проблеме и остаются открытые вопросы для споров. Причем самое удивительное, что наиболее молодыми в интеллектуальном плане оказываются матерые профессора и преподаватели. Вот уж правда, что молодость - это субъективный параметр!
Таким образом, концепция статей может выглядеть так: есть основополагающие материалы, которые очерчивают проблемное пространство, а есть и мини- и мегаисследования, которые заполняют пространство вокруг «центров тяжести». Со временем такие исследования могут стать классикой и занять свое достойное место в библиотеке.
Поэтому с точки зрения сообщества можно выделить следующие типы статей:
Классика - статьи, цель которых очертить проблемное пространство, ввести понятийный аппарат, предложить некоторые инструменты анализа, дать ссылки на основную литературу и корифеев. Системообразующие статьи должны быть как звезды: статья должна собирать вокруг себя мини-исследования, а эти исследования уже будут предметом обсуждений и споров
Модерн - статьи, представляющие мини или мега исследование с отрытыми для обсуждения и поиска решения вопросами. С этих позиций, самыми выгодными оказываются наивные статьи, при прочтении которых возникает естественное желание указать человеку «путь истинный».
Обзоры - статьи реферативного характера, расширяющие кругозор сообщества, привносящие свежие идеи и ресурсы.
В итоге получается самоорганизующаяся система: модератор сообщества задает внутреннюю логику сообщества и направления развития "центрами тяжести", каковыми являются классические тексты. Далее стихийно из обсуждений, реплик и эмоций возникает "ткань" сообщества. Модератор же призван следить за качеством статей и соблюдений кодекса системы сообществ.
11.09.2000
(опубликована на сервере 11.09.2000)