Обсуждение
Пока одни любуются деревом познания, другие срывают с него плоды.
М.Генин
Можно бесконечно долго строить древо рассуждений, корни которого уходят в несколько статей. Но разве обсуждение есть самоцель сообщества? Так давайте строить построим Сад Знаний. Долой никчемный треп!
Обсуждение - реакция на информационный элемент сообщества, развитие полилога. Обсуждение - естественная форма создания и развития коллективного разума. Здесь происходит обмен идеями, эмоциями, обучение, ... Вы ведете разговор сразу со всем сообществом, представляете, сколько ресурсов имеется в Вашем распоряжении.
Любой диалог -
По мнению Вернера Гейзенберга (автора "принципа неопределенности") "наука коренится в разговорах. Сотрудничество разных людей может привести к черезвычайно важным научным результатам". "Вместе мы способны быть более проницательны и разумны, чем каждый из нас в отдельности". [Сенге "Пятая дисциплина"].Это классическая иллюстрация проявления синергетического эффекта в сообщества: он выражается в появлении коллективного разума. Группа людей оказывается во власти высшего сознания, возможно даже сверхзнания. Полилог, как наиболее эффективная форма взаимодействия людей, живет как бы отдельно, он сам себе прокладывает путь в нашем сознании (скорее в бессознательном).
Это не полемика, в которой главная задача "разбить" интеллектуального противника, задавить его аргументами, речевыми оборотами, цитатами, убить его сарказмом ... Нет, полилог - это рождение нового коллективного сознания, которое превосходит возможности каждого участника в отдельности (эмерджентность)и сумму всех усилий (синергетика).
Приведем отрывок из книги Сенге "Пятая дисциплина". Цель диалога, предполагает Бом, - вскрыть несогласованность нашей мысли. Есть три типа несогласованности: "мысль отрицает свою причастность", мысль перестает следовать за реальностью и "начинает действовать как программа", мысль вырабатывает собственные критерии и стандарты в решении проблем ...
"Мысль представляет себя и претендует на то, что это не представление." Мы подобны актерам, забывшим, что они играют роль ... Вот здесь мысль и становится несогласованной. "Реальность может измениться, но театр останется" " Диалог может помочь "увидеть нашу мысль как несогласованную. "В диалоге люди могут созерцать собственное мышление.
При этом они видят, что их мысль активна. Например, когда в ходе диалога выявляется конфликт, люди осознают наличие напряжения, но это напряжение возникает буквально из нашей мысли. Тогда люди говорят "Конфликтуют наши мысли и то, как мы с ними обращаемся, но не мы сами ..."
В ходе диалога люди начинают видеть коллективную природу мысли. Бом утверждает, что "большая часть мыслей имеет коллективное происхождение. Каждый привносит что-то свое", но происхождение их - коллективная анонимность. "Язык, к примеру, это чисто коллективное явление, говорит Бом. - А без языка мышление невозможно." Большую часть наших идей мы заимствуем в резервуаре культурно приемлемых идей. Только немногие способны "мыслить сами по себе". Тот, кто способен, может быть, по словам Эмерсона, уверен, что его не поймут.
Людям открывается разница между "мышлением" как процессом и "мыслью" как результатом этого процесса. Это, согласно Бому, позволяет начать устранение несогласованности в мышлении.
Если коллективное мышление уподобить потоку воды, "мысли" станут чем-то вроде листьев, плавающих на поверхности. Мы собираем листья, которые воспринимаем как "мысли". Мы ошибочно считаем мысли, своими собственными, поскольку не в силах увидеть приносящий поток коллективного мышления.
В ходе диалога люди начинают видеть поток. Они начинают "принимать участие в этом резервуаре общих смыслов, способных к постоянному развитию и изменению." Бом полагает, что нормальный процесс мышления подобен "широкоячеистой сети, которая вылавливает из потока самые крупные частицы". В диалоге развивается некая "дополнительная восприимчивость". Это - "тонкая сеть", способная улавливать, в потоке мысли тончайшие значения. Бом полагает, что такая чувствительность есть основа истинного понимания.
Итак, согласно Бому, коллективное обучение не только возможно; именно оно и позволяет реализовать потенциальные возможности разума. Посредством диалога люди могут помочь друг другу осознать несогласованность собственных мыслей, благодаря чему коллективное мышление делается все более и более согласованным. Трудно дать простое определение согласованности, но можно сказать, что это что-то вроде порядка, красоты или гармонии "
Бом выделяет три основных условия, необходимых, чтобы диалог состоялся:
1. Все участники должны устроить "выставку" своих предположений, мнений и взглядов для свободного обсуждения.
2. Участники диалога должны относиться друг к другу как к коллегам.
3. Необходим посредник, который "держит контекст" диалога.
При этих условиях "свободный поток смыслов" может протекать сквозь группу, поскольку ее сопротивление потоку снижается.
После отрывка из этой замечательно книги хочеться прямо сейчас взять и написать в обсуждение статей что-нибудь хорошее и теплое, красивое и лаконичное, ободряющее и изумляющее "
Так не будем себе в это отказывать!
11.09.2000
(опубликована на сервере 11.09.2000)