Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 

Любовные обрядовые игры подростков  > Humans.ru  > Мир Человека  > Человек и Человеки  > Сообщества  > О Любви  > Любовные обрядовые игры подростков

[Высказаться]   [Вид для печати]
    

Мальчики и девочки пятнадцати-шестнадцати лет осваивали игры, характерные только для мужчин или только для женщин. Мальчики включались в состязательные, а девочки в девичьи обрядовые игры.
Подростки начинали принимать участие в спортивных играх парней и женатых мужчин, устраивавшихся для "забавы и молодечества" и носивших явно выраженный воинственный характер. Среди них любимыми были борьба, палочные и кулачные бои. Они устраивались в определенное традицией время: на масленице, на Фоминой неделе (первая неделя после Пасхи), на Красной горке (первое воскресенье после Пасхи), в семицкую неделю (предшествовавшую Троице) и на Троицу.
В русской деревне с давних пор была известна "борьба в схватку". Борцы обоюдно схватывались крест-накрест - одна рука над плечом, другая под плечом противника - и соединяли их за его спиной, сохраняя такой захват до конца поединка. Для победы надо было бросить противника на землю. В старинной былине об этом рассказывается так: "А схватилися удалы все во охабочку, а по-мужицки они, по-деревенски же". Более сложной считалась "борьба об одной ручке": "Ай же вы, богатыри святорусские! Кто из вас горазд бороться об одной ручке?" Правила этой борьбы обязывали противников сделать обоюдный захват одной рукой за ворот одежды противника и сохранять его до конца поединка. При этом борцы, держа друг Друга за одежду, ходили по кругу до тех пор, пока кто-нибудь из них не сделает "бросок с носка" и не повалит противника на землю. Третьим вариантом была борьба "не в схватку". В этой борьбе противника можно было обхватить руками произвольно, опрокинуть его на спину и продержать некоторое время под собой.
В этих играх подростки принимали участие лет с четырнадцати-пятнадцати. Наблюдая за борющимися мужчинами, сражаясь с ровесниками, они постепенно осваивали весь арсенал приемов, учились "брать на косу бедру", "брать с крюку", "метать с носка", "бороться под силки", "завертеть мельницей", "перебросить через себя" и к восемнадцати-девятнадцати годам становились хорошими борцами.
Палочные и кулачные бои, столь же любимые, как и борьба, проводились между двумя партиями бойцов, которые выстраивались друг против друга в несколько плотных рядов, составлявших стенку. Впереди стенки стоял атаман, который во время боя командовал стенкой, определяя направление маневров и ударов, подбадривая бойцов. Перед началом боя происходило так называемое задирание (заигрыш, похвальба), состоявшее в выкрикивании в адрес противника насмешек, которые должны были вывести его из равновесия и подбодрить, "завести" себя на битву. По мере накаления обстановки насмешки приобретали обидный характер, начинали раздаваться боевые кличи: "Дай бою! Подай бою! Бери их, ребята, бери, не робей" и т. п. Затем раздавался свист - сигнал к сражению. Стенки сходились, начинался бой, во время которого бойцы использовали приемы, аналогичные традиционной тактике древнерусской пехоты: применялся удар "клином", наступление на одном фланге, контратаки, окружение и т. п. В палочном бою каждый боец сражался деревянной палкой около метра длиной с ровной и гладкой поверхностью или клюкой - палкой с загнутым концом, в кулачном бою бились на кулаках.
Согласно русской традиции кулачные и палочные бои всегда начинали подростки четырнадцати - шестнадцати лет. Они задирали друг друга, с криком шли стенка на стенку, руководимые своим вожаком, размахивая палками, вступая в сражение. Парни и молодые мужчины наблюдали за игрой, подбадривали, а когда бой приближался к концу и противник пускался в бегство, вступали сами на поле битвы. Свое участие одни объясняли необходимостью "защитить свою честь" после позорного поражения подростков своей деревни, а другие - "доказать, что наши бойцы лучше ваших".
Спортивные военные состязания происходили в присутствии большого количества зрителей, которые подбадривали участников, одобряли или, наоборот, порицали их действия. Подростки всегда получали от зрителей свою долю уважения, даже в случае проигрыша.
Следует отметить, что борьба, палочные и кулачные бои были для подростков, да и для других игроков, довольно сильным испытанием, так как моделировали ситуацию, требовавшую максимального напряжение воли человека. Бойцы получали удары кулаками, палками, испытывали сильную боль, огромное физическое и моральное напряжение. В то же время участие в этих играх было полезно для подростков. Мальчики вырабатывали в себе множество полезных качеств: силу, ловкость, смелость, волю, умение терпеть боль, чувство локтя, взаимной выручки, коллективизма. Присутствие зрителей, внимательно следивших за игрой, не давало возможности смошенничать, воспитывало честность, справедливость, уважение к противнику. Кроме того, эти игры были хорошим средством изменения эмоционального настроя подростков, позволяли найти правильный выход присущей подросткам агрессивности, внутренней энергии.

Девочки в пятнадцать лет постепенно включались в специальные игры, которые затевались втайне от замужних женщин, парней и мужчин. Такими девичьими играми, носившими обрядовый характер, были, например, "кумление", "похороны кукушки". Девушки брали с собой подраставших девочек, чтобы передать им свои тайные знания. Обрядовая игра "кумление" проходила обычно весной, на третьей-четвертой неделе после Пасхи или на седьмой неделе, перед Троицей. Девочки вместе с девушками отправлялись в лес, находили красивую березу. Две девочки, желающие "покумиться" - заключить дружеский союз, заплетали вместе из трех веток березы косу, вплетая в нее ленты, затем целовались друг с другом, обменивались крашеными яичками и пели: "Покумимся, кума, покумимся, чтоб нам с тобой не браниться, вечно дружиться". По представлениям крестьян, покумившиеся девушки как бы вступали друг с другом в духовное родство, заручались взаимной поддержкой, запретом на ссоры. В "похороны кукушки" играли также весной. Девушки в день Вознесения, в семик (четверг седьмой недели после Пасхи) или Троицу делали из травы кукушкины слезки небольшую куколку, наряжали ее в рубашку, сарафан и платочек, укладывали в деревянную коробочку - гробик и отправлялись ее "хоронить" в березовую рощу. По мнению ученых, это обрядовое действие является пережитком поклонения Древнему женскому божеству.
Отрочество заканчивалось для девочек к пятнадцати-шестнадцати годам, для мальчиков - к семнадцати-восемнадцати. Девочки становились девушками, девицами, мальчики - парнями, молодцами. Деревенская община ставила перед молодыми людьми уже иные задачи. Они должны были работать, веселиться, подбирать себе брачную пару, чтобы стать достойными мужчинами и женщинами, продолжать "русский крестьянский род-племя".

Источник: Шангина И.И. "Русские дети и их игры". " СПб., 2000.

27.09.2000
(опубликована на сервере 27.09.2000)


Комментарии к материалу


Новая реплика


Гость 16.05.07 18:03
Заголовок:
Текст:

Ник:  Пароль:  
Новый пользователь
      Гость


<>
<>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть