Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 

Камионский С.А. "О любви"  > Humans.ru  > Мир Человека  > Человек и Человеки  > Сообщества  > О Любви  > Камионский С.А. "О любви"

[Обсуждение]  (2 реплики, 04.01.2003 16:25)  [Вид для печати]
    

Камионский Сергей Александрович
kamserg@com2com.ru

О любви

«Тайна сия велика есть» сказал о любви апостол Павел, и, похоже, это единственная истина о любви, которая не вызывает сомнений!
Смешно, что, даже зная о непостижимости этой тайны, человек всё равно пытается ее разгадать. Вот и я о ней думаю уже добрых сорок лет! И чем больше думаю, тем сильнее ра-дуюсь невозможности ее постижения рассудком, что, на мой взгляд, есть свидетельство не-укротимой стихийности и силы этого чувства, его сложности и укорененности в таких глу-бинах человеческой души, о которых слабый и ехидный рассудок даже и не догадывается!

Гораздо проще и продуктивнее размышлять не о самой любви, а о ее суррогатах, о масках, похожих на любовь, под которыми прячутся совсем другие чувства, биологические и психологические потребности, комплексы, неврозы...Определив, что не является любовью, человек начинает смутно догадываться, что же всё-таки ею является...

Я полагаю, что одним из фундаментальных свойств любви является ее тотальная, всё пронизывающая двойственность. В частности, в ней представлены два человека, две лично-сти, и, хотя говорят об одной, как бы единой любви, но на самом деле их две, причем во мно-гом различных! Двойной характер любви заключен буквально во всем! И в том, что в ней есть и телесное, и духовное начало. И в том, что во многих людях живет не только чувство к Другому, но и чувство к себе, которые порой вступают в противоречие. И в том, что любовь не является дружбой, и в тоже время является ею. И в том, что любовь – это исключительное предпочтение одного человека перед всем человечеством; и нередко приходится выбирать, разрывая себе сердце.
Можно много еще найти «раздвоений» в любви, но они все начинают исчезать, по крайней мере, в моем сознании, когда я объясняю себе явление любви следующим образом. Во всех иных человеческих отношениях существует какая-то частная причина их возникно-вения, т.е. один человек для другого оказывается привлекательным с какой-то конкретной стороны - интеллектуальной, или эстетической, или сексуальной, или деловой и т.д. Отно-шения любви имеют гораздо более широкие, многомерные причины, причем это верно для всех видов любви: братской, родительской, детской, любви к Богу и к себе. И все-таки толь-ко любовь между мужчиной и женщиной имеет действительно универсальную причину: в такой любви человека любят всего, целиком, со всеми его чертами и черточками! Даже мате-ринская любовь носит не универсальный характер, ведь в ней, например, отсутствует инте-рес к сексуальной сфере ребенка, а порой и к ряду других.
В любви человек - именно в силу ее универсальности – вступает через Другого в от-ношения со всем человечеством! (Кстати, почти тоже самое происходит в настоящей, духов-но освященной дружбе). Возможно, любовь достигает предельного накала чувств и подвига самоотверженности именно потому, что в любимом человеке видишь все лучшее, что свой-ственно человеческому роду. Через него, несмотря на несомненность чувства к конкретному человеку, признаёшься в любви к человеку как таковому, видя в любимом идеал Человека.
Важно, что человек не только к любимому относится как к представителю человече-ства, но и сам выступает представителем всего человечества, стремясь проявить лучшие его черты! И эта же миссия проявляется в том, чтобы добровольно и радостно брать на себя полную ответственность за жизнь и счастье Другого, как бы аккумулируя при этом весь опыт и нравственность человечества.

По признаку отношения к себе и к Другому, можно выделить три типа любви:
Эгоистическая любовь,
Жертвенная любовь,
Гуманистическая любовь.

Появление первых двух типов обусловлено «сверхценностью» «Я» или «Другого», это болезненные формы, вызываемые особым, сложнейшим сочетанием внутренних и внеш-них факторов развития. Гуманистическая любовь означает признание и ощущение равно безмерной ценности любого человека (и себя, и Другого). В первых двух выражена соци-ально-биологическая потребность – «иметь» и «принадлежать»; в последнем – духовная по-требность – «быть» и «отдавать»!
Существует точный, простой и несомненный практический критерий гуманистиче-ской любви. Если любовь к одному человеку делает любящего «слепым» по отношению ко всем другим людям и миру, то это не настоящая любовь, а болезненное состояние, «маска» любви. Когда же любовь к конкретному человеку рождает в твоей душе горячее чувство к каждому человеку на свете – это и есть настоящая, счастливая, плодотворная, человеческая любовь!

*

За что мы любим другого человека? За уникальность? Но ведь каждый человек по-своему уникален! За то, что он обладает выдающимися качествами? Но тогда это не любовь, а форма себялюбия, проявление тяготения к тому, что может усилить нашу собственную значимость. Может быть, мы любим за то, что своеобразие конкретного человека соответст-вует многим нашим индивидуальным потребностям – эстетическим, биологическим, интел-лектуальным? Но тогда это, опять-таки, не любовь, а влечение - половое, эмоциональное, ин-теллектуальное...
Может быть в основе любви лежит противоположный принцип – любим не за уни-кальность, а за принадлежность Другого к человеческому роду? Не за уникальные, а за родо-вые черты, ощущая его бесконечную ценность как человека вообще? Тогда фундаментом чувства к конкретному человеку будет...неназываемое мощное Первоначало, пронизываю-щее его биологическую и духовную природу. Печально, но не все люди могут это почувст-вовать. Дух человеческий должен преодолеть биологически обусловленную ксенофобию – межиндивидуальную, межэтническую, групповую.
А как же все-таки быть с уникальностью? Ведь любишь без меры только одного чело-века... Возможно, любовь возникает, когда совпадает почти несовпадаемое, когда прихо-дишь к зрелости ума и души, и чувствуешь любовь и жалость к каждому человеку. И одно-временно встречаешь такого человека, чьи уникальные черты оказываются именно тебе по сердцу! И только тогда, проникая в его жизнь, сначала заинтересованным взглядом, потом – сочувственным и восторженным, затем – обожающим и нежным, видишь в нем то лучшее, что присуще человечеству!
Нет, неправильно! Это лишь половина правды. Это тоже не любовь, если видишь в нем только лучшее! Любовь, это когда принимаешь его таким, какой он есть, а через него – понимаешь бесценность и каждого человека, с достоинствами и недостатками, но бесконеч-но дорогого, потому, что он – живой, потому, что – смертный, хрупкий, ранимый! Любя од-ного человека, мысленно протягиваешь руки всем людям, пытаясь их поддержать и спасти.
Удивительно! Как любовь открывает глаза, как она позволяет человеку подняться к собственно человеческому, которое оказывается...божественным! И действительно, в люби-мом видишь лик Христа, а в себе открываешь стремление стать спасителем всего человече-ства!
Когда любишь, то открываешь бесконечность и за пределами человечества! Начина-ешь относиться с любовью и нежностью ко всему живому – дереву, цветку, собаке...Чем они меньше заслуживают любви, чем человек? Их земная жизнь так же хрупка и коротка...

01.01.2003
(опубликована на сервере 01.01.2003)


Комментарии к материалу


Новая реплика


Гость 27.06.06 09:19
Заголовок:
Текст:

Ник:  Пароль:  
Новый пользователь


<> <>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть