«Пробуждение. Опыт суфиев»
Пир-Вилайят-Инайят-хан
Начало путешествия:
Высвобождение из пут
Согласно суфийской традиции, человек, который готовится стать Пиром (Пир (араб.) -- учитель), пребывает в сорокадневном уединении: он постится и с утра до вечера повторяет священные изречения.
Опыт уединения -- практикуемый многими традициями мистический процесс -- отражает один из важнейших духовных принципов: человек не может прийти к восприятию тонких уровней реальности, не погасив в себе грубые вибрации внешнего мира. Повседневная действительность вовлекает нас настолько интенсивно, что отодвинуть ее на задний план и увидеть скрытую за ней другую реальность возможно только сделав немалое сознательное усилие.
Обычно медитирующий неподвижно располагается где-нибудь в уединенном месте, где не слышен шум и не чувствуется суета обыденной жизни. Защищенный от вторжений окружающего мира, человек отстраняется от любых внешних раздражителей -- экономических кризисов, войн и бомб террористов, а также от своих ответных эмоциональных реакций. В результате медитативное уединение --продолжается ли оно час, день или сорок дней -- позволяет искателю истины приступить к высвобождению из пут своих мирских привязанностей и обратить свой взгляд внутрь себя.
«Распутайте свои привязанности» --так говорил мой отец, Хазрат Инайят хан; он не предлагал разрубить их полностью, ибо, сделав это, вы станете аскетом, --с таким же успехом вы сразу же можете отправиться жить в Гималаи. Это не ответ. Почему не стоит полностью разрубать связи, можно понять, вспомнив историю гордиевого узла -- хитро запутанного узла, который находился в одном из городов Анатолии. Предание гласило, что тот, кто развяжет этот узел, сможет завладеть миром. Александр Великий попробовал развязать узел, но, потеряв терпение, он просто разрубил его мечом, утратив при этом шанс завладеть миром. Ослабить ограничивающие нас путы можно лишь обретя свободу внутри себя -- свободу не от обстоятельств, а от собственных заранее запрограммированных мыслей и эмоций.
В отличие от древних времен, когда человеческий род был еще немногочисленным на фоне необъятных просторов дикой природы, в сегодняшнем техно-индустриальном мире люди как никогда прежде испытывают потребность в уединении. Человеческая индивидуальность легко теряется в суете, среди грубости, насилия, нечестности, эгоизма и алчности урбанистического общества. Образ обремененного ответственностью занятого человека, который следит за множеством повседневных мелочей, превратился в стереотип. Современный человек должен быть очень одаренным и организованным -- иначе он просто рискует остаться нищим и бездомным.
С другой стороны, если только в этом и состоит единственная цель жизни, возникает правомерный вопрос: «Неужели это всё?»
Положение, в которое поставлен современный человек, поощряет его к конкуренции и зависти. Разочарование и безнадежность неудачников часто слышатся в словах: «Я ничего не добился в жизни. Что все это значит? Наверное, я недостаточно хорош».
Не удивительно, что многие в состоянии отчаяния или осознания бессмысленности происходящего жаждут вернуть истинное понимание своего Я. И если образцом успеха в нашем обществе может служить полностью посвятивший себя своему делу профессионал, то есть и другая возможность обретения гармонии -- путь мистика, проводящего свои дни в полном погружении в Божественное Присутствие. Эта гармония наполняет его повседневную жизнь, проливает свет на проблемы, помогает раскрыть свой потенциал.
Представьте себе, что вы пришли на гору Афон в Греции, где живут монахи, коротающие дни и ночи в молитвах; их жизнь проходит в величайшем благословении и причастности к Священному. Если вам когда-нибудь приходилось слушать православные песнопения, вы, наверное, почувствовали спокойствие наднебесной музыки, создаваемой их голосами, --музыки божественных сфер. Возможно, эти монахи и не приспособлены к жизни в привычном для нас смысле слова. И все же они осуществляют чрезвычайно важную функцию: напоминают нам о существовании некоего иного измерения бытия -- измерения, которое, движимые жаждой власти, удовольствий и богатства, мы безжалостно отбросили в процессе своей неистовой деятельности.
Но не у всех есть призвание идти в монахи. Поэтому многие обращаются к медитации в большей степени как к средству преодоления стресса, чем возможности приобщиться к Богу. Но снятие стресса не есть просветление. Хотя это и полезно для снижения артериального давления, но к истинному просветлению на самом деле это приводит редко. Задача духовной работы заключается в трансформации и расширении сознания через пробуждение. Ведь медитация -- это искусство модулирования сознания. Как музыканту для развития своего таланта приходится часами играть гаммы, так и творческая дисциплина медитирующего есть овладение целой гаммой способов когнитивного восприятия. Уединение обеспечивает такие условия, в которых искатели истины могут исследовать ландшафты вселенной духа -- простирающиеся внутри нас измерения сознания. Опытные мастера медитации отмечают, что, когда они смещают свое поле сознания, их представления о пространстве, времени, свете, звуке, индивидуальности и причинно-следственных связях также претерпевают сильные изменения, что в свою очередь отражается на мышлении и восприятии.
В традиции суфийской медитации четко выделяются четыре различные формы мышления, соответствующие четырем выходящим далеко за пределы обыденности состояниям сознания.
Как после брошенного в воду камешка по воде расходятся круги, так и во время медитации сознание естественно расширяется, охватывая все более широкое поле восприятия. Наше представление о собственном физическом «я» тоже расширяется, становится более всеобъемлющим и менее индивидуальным. У нас возникает ощущение, что наше тело окутано слоями тонкой материи, подобной магнитному полю. Мы чувствуем, как наше физическое тело растворяется до состояния электромагнитного поля, излучающегося в окружающее пространство. Появляется ощущение физического рассеивания, словно наши тела превращаются в быстро разбегающиеся частички звездной пыли, возникшей через одну тысячную секунды после Большого Взрыва.
Вторая форма сознания подразумевает сдвиг от всеобъемлющего Космического сознания к внутреннему миру. С этой внутренней точки зрения внешние структуры мира раскрываются как отражения того, что Дэвид Бом называет «подразумеваемым», или имплицитным порядком --основной реальностью, стоящей за нашим восприятием физического мира. В этих представлениях отражен традиционный для ислама взгляд, согласно которому внешние объекты материальной реальности -- всего лишь отпечатки некоей более глубокой действительности и являются ключами к ее постижению. Как говорил Ибн аль Араби, суфии стремятся постичь «то, что проступает сквозь явленное». Относясь к реальности как к чему-то, что, словно проявляясь из таинственных неизмеримых глубин, течет наружу, -- наш разум постигает взаимосвязанность мира и воспринимает вещи, недоступные обычному сознанию.
Для достижения третьего состояния сознания мы переходим от глубин внутреннего мира к вершинам трансцендентного. Я помню мгновенья, -- так остается в памяти аромат цветов, -- когда, пребывая в уединении у истоков Ганга в Индии, я медитировал в прохладе рассвета, среди погруженных в безвременное спокойствие саньясинов. Физическая реальность отошла далеко прочь, словно я стал орлом, парящим высоко над поверхностью земли. В этой трансцендентальной перспективе сознание поглощается бесконечностью, а представления о пространстве как таковом исчезают.
Трудно описать подобные области нашего сознания; одну из них -- бесконечность --математик Анри Пуанкаре определил как способность разума представить себе число большее, чем наибольшее из подвластных воображению чисел, и так до бесконечности. Тут, в противоположность личному полюсу «я», нам открывается безличный, трансцендентальный полюс -- та часть нас, которая способна к пробуждению за пределами жизни. Итак, когда мы отходим от привычных представлений о физической реальности, наши ощущения смещаются от телесности к чистому разуму. Эта форма восприятия позволяет человеку постичь суть, скрытую за завесой повседневной жизни.
Есть еще состояние сознания, объемлющее все предыдущие формы. Оно включает в себя как знания, обретенные из личного жизненного опыта, так и независимый от внешних условий трансцендентальный опыт. Человек обретает способность охватить сразу все формы когнитивного восприятия. Швейцарский психиатр К. Г. Юнг посвятил много размышлений загадке взаимосвязи между душой и физическим миром. Он обнаружил, что в некоторых случаях душа влияет на происходящие в нашей жизни события гораздо сильнее, чем они на нее. Духовный созерцатель может вывести из этой концепции синхронистичности теорию о том, что материальная и психическая реальности подобны разным сторонам одной монеты -- они настолько взаимосвязаны, что телесность подразумевает сознание -- и наоборот.
Из представлений о тесной взаимосвязи между телом и разумом вытекает и мысль о том, что наш медитативный опыт пробуждения и просветления сказывается как на невидимых измерениях незримого мира, так и на нашем физическом окружении. В итоге мы приходим к осознанию, что все факторы, влияющие на «психоэкосистему», влияют и на все остальные сферы реальности.
Когда медитирующие нарабатывают серьезный опыт модулирования сознания в любых его перспективах, они обретают все блага развитого разума, который пробуждает их творческие способности. Расширенное сознание позволяет им интуитивно находить решения личных проблем -- решения, упорно ускользающие из поля зрения личного эго. Поэтому медитация -- мощный источник творчества, из которого рождаются произведения искусства, гармоничные отношения между людьми, душевная красота -- даже плодотворные идеи, способствующие разрешению сложнейших социальных проблем, -- например, загрязнение окружающей среды или войны. Иными словами, изменения сознания приводят и к изменению обстоятельств жизни.
Тот процесс, который я описываю на страницах этой книги, -- двойствен: прежде чем пробудиться в жизни, необходимо пробудиться за ее пределами, -- я убежден, что другого пути нет.
Человеку необходимо иногда останавливаться в безумном круговороте повседневной жизни -- либо с помощью ежедневных медитаций, либо, если это возможно, прибегнув к уединению. Нам нужно отвлечься от привычных обыденных потребностей и разбудить дремлющую часть себя. Потом, когда мы возвращаемся к обычной жизни, мы должны позаботиться о том, чтобы бодрствовать и дальше. Ибо когда человек после медитаций или долгого уединения возвращается к обычной жизни, он уже защищен от агрессии обстоятельств и сохраняет трансцендентальный взгляд на мир, даже погрузившись в рутину повседневности. Лучшей иллюстрацией этого состояния сознания может служить пример основателя веры бахай (Бахаулла), который в грязной зловонной тюрьме пребывал в возвышенном состоянии духа, показывая, что истинный мистик может сохранять духовное бодрствование даже в периоды тяжелейших страданий и бед.
Мухасаба: исследование совести
Суфии обычно начинают уединение с мухасаба -- исследования собственной совести. Этот процесс внутреннего анализа требует прежде всего честности. Как бы это ни было сложно (а тут нужно быть очень осторожным, ибо ваш разум ловко предлагает оправдания, переигрывая любые ситуации), это единственный способ открыть свое истинное Я. Только правдивость ведет к чистоте намерений. Вы можете начать этот процесс, чуть отстранившись от собственной жизни и взглянув со стороны на свои обстоятельства -- взаимоотношения с людьми, работу, дом, социальные связи. Посвятите какое-то время анализу мотивов, положенных в основу тех или иных действий, ожиданий окружающих вас людей, и спросите себя, почему вы избрали именно это направление деятельности.
Разобравшись в собственных действиях и личных взаимосвязях, вы можете сделать второй шаг и проанализировать свои стремления.
Куда направлена ваша энергия?
Каковы ваши идеалы?
Следуете ли вы им?
Есть, однако, вопросы, на которые вы сразу не сможете найти ответ; на самом деле эти вопросы сами возникнут во время медитаций, о чем мы более подробно поговорим в следующих главах. Сейчас достаточно просто сформулировать их для себя.
Подобный самоанализ помогает нам выделить для себя то, чему мы всегда придавали особое значение. Однако обычно вы посвящаете намного больше времени связанным с физическим выживанием проблемам, чем удовлетворению духовных нужд. И в этом нет ничего странного: ведь выживание в нашем обществе требует слишком много сил, поэтому у нас остается так мало времени на то, что для нас особенно ценно, -- на творчество, служение ближнему или духовное просветление. Но стоит задуматься о том, что будет с вами, если вы так проживете лет до девяноста или более, --ведь игнорируя потребности своей души, вы рискуете умереть в полном отчаянии.
Один из действенных способов изменить свою жизнь -- составить список основных ценностей, а потом проанализировать, живете ли вы в соответствии с этими ценностями. Стоит спросить себя: «Не рискую ли я этими высокими идеалами ради чего-то менее важного? И насколько все-таки важны для меня те ценности, которые я поместил в конце списка, -- ценности, которые я не считаю наиболее значимыми? Что же для меня действительно важно? »
Возможно, в результате подобного самоанализа вы придете к выводу, что, хотя вы достаточно основательно погрязли в повседневных заботах, какая-то часть вас, как говорил Христос, остается «в мире, но не от мира сего». Иными словами, в вас есть некое принадлежащее иному уровню реальности измерение, не связанное с жизненной игрой, в которую играет большинство людей. Вы поймете, что какая-то часть вас по природе своей -- отшельник, мистическое существо, преданное высшим ценностям мира, стремящееся к поиску духовной истины и пробуждению. Именно этой части себя вы можете открыться в процессе медитаций или во время уединения. Отказавшись от точки зрения эго, -- от призмы, через которую вы до сих пор смотрели на жизнь, свои проблемы и ценности, -- вы вступаете в этот иной мир с надеждой, что вернетесь оттуда с новыми ценностями и новым пониманием мира.
Смена направления
Вы проанализировали свою совесть, и пришло время переключить внимание с объектов внешнего мира на мир внутренний. Поначалу, -- оттого, что ваше тело и душа могут быть по-прежнему настроены на ритм и темп повседневной жизни, -- вам будет трудно остановить свои мысли и сосредоточить внимание. В ваш покой могут вторгаться впечатления извне: телевизор, работающий в соседней комнате, шум улицы, громкие голоса. Одновременно из вашего подсознания могут всплывать случайные мысли и чувства, отвлекая вас еще больше. Стремясь обрести состояние покоя и безмятежности, вы вдруг обнаружите, что возбуждены больше обычного. И как бы вы ни пытались контролировать действие раздражителей, это вам не удается. Ваша воля бессильна.
Объяснение -- в заложенном в нас простом биологическом принципе. Наш метаболизм работает в двух режимах. Один из них называется катаболическим состоянием -- наше тело, бдительно настроенное на это состояние с самого начала, готово к борьбе за выживание. Существует также анаболическое состояние, когда мы защищены, нам не обязательно быть настороже и все наши ритмы замедлены. Нет лучшего инструмента для перехода из катаболического состояния в анаболическое, чем дыхание. Именно в подобном состоянии дремотной задумчивости телу не приходится отвечать на внешние раздражители, а это -- оптимальное условие для медитации.
Для того чтобы замедлить ритмы тела и разума, лучше всего начинать с определенных упражнений, которые создают между вами и миром буфер, позволяющий раскрыться вашему истинному Я. Как суденышко, борясь с бурным морем, несет моряков к тихой гавани, так и приведенные ниже упражнения направлены на то, чтобы мягко перенести нас в иное измерение реальности, расположенное за пределами сознательного восприятия. Отчалить от берегов повседневной жизни и отправиться к далеким горизонтам неизведанных миров помогают нам не столько воля и дисциплина, сколько музыка, дыхание и воображение.
Музыка
Я обнаружил, что красивая музыка помогает настроиться на глубокие размышления. Одно из произведений, которое способствует изменению ритмов души, называется «Fratres», вы можете найти в «Tabula Rasa» -- альбоме современного композитора Арво Пярта, написанном для скрипки и фортепиано. Мелодия начинается с энергичного ритма, затихает и вдруг вновь набирает максимальный темп, теперь это уже cri de соеиr («Крик сердца» (фр.), похожий на выплеск эмоций, который возникает во время медитации. Под конец, постепенно сбавляя темп, мелодия передает состояние безмятежного блаженства.
Разум, оседлавший ветер: элементарные методы очистительного дыхания
Лучше всего начать первое знакомство с медитацией, овладевая дыхательными упражнениями.
Вначале просто осознайте свое дыхание, не пытаясь на него влиять --вдох, выдох, вдох, выдох.
Вы обнаружите, что уже одно только осознание дыхания действует успокаивающе. Однако важно понимать и то, что вы не просто вдыхаете кислород и выдыхаете токсичные газы. Дыхание -- это скорее посредник, позволяющий вам подключать свое электромагнитное поле, --тонкое энергетическое тело, которое окружает и пронизывает ваше физическое тело, -- к электромагнитному полю Вселенной.
Итак, подключаясь к этому энергетическому полю жизни, дышите естественно. Как только вы установите естественный ритм дыхания, можете перейти к следующим четырем видам дыхания, известным как элементарные методы очистительного дыхания, соответствующего четырем элементам: Земле, Воде, Огню и Воздуху.
Земля: для начала, чтобы настроиться на элемент Земли, вдыхайте носом и выдыхайте тоже носом. На этой стадии алхимического процесса очищения вы вначале представляете себе, что при выдохе ваше электромагнитное поле стекает через позвоночник или подошвы в Мать Землю. С этим выдохом уходят как статичные газы, которые накопились в ваших легких, так и те наиболее тяжелые элементы вашей души, от которых вы хотели бы избавиться.
Вообразите, что ваша душевная и психическая грязь увлекается вниз мощным гравитационным полем Земли, подобно тому как вода уходит в водосток. Мать Земля настолько добра, что пропускает шлаки наших отрицательных энергий через фильтры своей плоти и перерабатывает их.
Теперь, вдыхая через нос, представьте себе, что вы втягиваете в себя много-много свежей энергии. После того, как вы освободились от разных тонких веществ, которые вас засоряли, внутри появилось свободное место. Ваша жизненная энергия возрастает, и у вас возникает ощущение освобождения от всего, что угнетало ваш дух. Вы чувствуете также, что обладаете всеми положительными качествами Земли: силой, потенцией, ответственностью и способностью дарить.
Этому типу концентрации соответствуют два имени Бога: на выдохе -- Субхан Аллах (Subhan Allah), или чистота, и на вдохе --Мухъи (Muhyi), или возрождение.
Вода: теперь вдыхайте через нос, а выдыхайте через рот. Это крещение элементом Воды. Неплотно прикрыв губы, втяните воздух ртом, как при свисте. Это принесет вам ощущение прохлады.
При выдохе представьте, как будто дыхание, словно душ, пронизывает все клетки вашего тела. Подобно омовению Святым Духом, этот нисходящий водопад энергии смоет все ваши душевные и психические блоки и загрязнения.
Потом, вдыхая, представьте себе, будто бы через вас поднимается фонтан чистой ключевой воды, освежая и очищая все ваше существо. Поскольку сама вода податливая и текучая, она наделяет подобными же качествами и вас: любовью, состраданием и стремлением к сотрудничеству.
Итак, этому виду дыхания соответствуют имена Бога: йа Вахаббо (уа Wahabbo)--текучая вода--ийа Ваддуд (уа Waddud)-- любовь к другим.
Огонь: при очищении элементом Огня вы вдыхаете через рот, а выдыхаете через нос.
Если предыдущие упражнения были ориентированы на ваше магнитное поле, то это упражнение направлено на усиление биолюминесценции вашей ауры.
Это свет, который вы впитываете из окружающего мира, а потом излучаете, -- и ваше тело сияет, словно лампа, в которой горит огонь. Итак, вдыхая, представьте себе, что по вашему спинному мозгу проходит огненная ось. Вы чувствуете, как пламя, питая себя, втягивает кислород из окружающего мира. В ходе этого процесса жар преобразуется в свет, так же как инфракрасный свет превращается в чакрах в последовательность цветов от красного через оранжевый, золотой, зеленый, синий, фиолетовый, ультрафиолетовый до бесцветного.
Потом, выдыхая через нос, ощутите, будто все ваше тело превратилось в раскаленное пламя, а ваше сердце излучает чистый свет. Почувствуйте себя охваченным чистым огнем. Ваша аура полностью очищается от неискренности пламенем истины, которое вселяет в вас силы отстаивать то, во что вы истинно верите.
Огненному дыханию соответствуют имена Бога: йа Хакк (уа Haqq), или истина, и йа Hyp (ya NUT), или свет.
Воздух: последнее дыхательное упражнение представляет собой крещение Воздухом. Очень деликатно вдыхайте через рот и выдыхайте через рот --легко, как птица, испытывая парящее чувство неограниченной свободы.
Если вы страдаете от какого бы то ни было пристрастия, то перед вами -- возможность очистить свой дух от этого гложущего чувства. Кроме того, воздушное дыхание освобождает вас от того образа мышления, которое не позволяет душе наслаждаться своей истинной природой.
Как говорят суфии: «О человек, если бы ты знал о том, что свободен! Твой плен -- это лишь незнание собственной свободы». Освободившись из тюрьмы обусловленности, вы обретаете возможность вернуться к идеалам, которые когда-то лелеяли. Идеалистическое божественное измерение внутри вас страдает от того, что оно ограничено земными условиями. Ему необходимо то жизненное пространство, которое дает медитация. Паря на подушке из воздуха, вы открываете способы мышления, которые не основаны на обычном опыте, -- они восходят на почве Божественного Разума.
Возможно, Разум Вселенной определит назначение вашего ограниченного эго и восстановит его связи с Единым и Единственным Зрителем, лишь ответвлением которого оно является. Здесь следует повторять Имена Бога На Вахид (уа Wahid) -- множественность в единстве -- и йа Ахид (уа Ahid) -- единство.
Достижение отрешенности обращением в себя
Еще один способ преодоления помех при медитации -- просто не замечать их, отрешившись; эта практика известна в Индии как вайрагъя. Хотя термин «отрешенность» знаком многим, стоит все же объяснить его истинное значение: в самом сердце нашего существа есть чистое зеркало, не запятнанное и не замутненное впечатлениями из внешнего мира. Словно обладая некоей врожденной неприкосновенностью, эта часть нас остается целостной, невинной и здоровой, -- даже проходя через бесчисленные испытания этого мира.
Для того чтобы защитить это зеркало, стоит последовать древнему совету Будды и представить себе, что вы поставили на двери восприятия часового. Потом вообразите, что вы окружили себя широкой полосой тишины. Вы должны возвести в своей душе линию защиты, которая поможет вам отфильтровывать вторжения из внешнего мира: эмоции, сводки новостей, шум. Приняв это отстраненное отношение аскета, выберите те мысли, которые вы можете легко «переварить», и оставьте пока те, что «слишком тяжелы, чтобы с ними справиться». Например, если в вашем сознании возникает какой-то очень сложный вопрос, просто скажите себе: «В данный момент я еще слишком мал, чтобы с этим справиться. Я впущу в себя только те мысли, которые я могу легко впитать, на которые я могу легко настроиться». Это даст вам ощущение невероятной свободы и отрешенности -- не от самого мира, а от мыслей и эмоций, которые вас связывали.
Следующий шаг -- процесс трансмутации -- поможет избавиться от навязчивых мыслей и эмоций. Как ваша пищеварительная система помогает вам ассимилировать определенные виды пищи, отвергая при этом другие, так и душа ваша «переваривает» впечатления. Вы чистите овощи или варите картофель для того, чтобы они легче переваривались. После еды пища становится частью системы вашего организма, но прежде ее расщепляют и перерабатывают ферменты, выделяемые поджелудочной железой и печенью.
То же самое происходит и с вашими впечатлениями -- их тоже можно расщепить, переработать и трансформировать. Нечто подобное делают психологи, когда помогают своим пациентам интегрировать подсознательные комплексы и эмоции.
Практику отрешения можно совместить с дыханием.
Вдыхая, представьте себе, что в вашей душе фильтруются все впечатления.
Например, автомобильная авария, которая может тревожить ваше воображение многие годы. В момент, когда она случилась, на вас могли произвести впечатление отдельные факты -- название улицы, цвет машины, составление на месте полицейского протокола. Однако с годами эти детали нередко стираются, оставляя в памяти лишь квинтэссенцию ситуации: боль пострадавшего, чувство вины того, кто виноват в происшедшем.
Итак, вдыхая, вы трансформируете внешнюю проблему, пропуская ее через свой фильтр, а потом возвращаете ее основное содержание в свою психику.
Затем, задержав дыхание, сосредоточьтесь на самой сердцевине своего существа, на незапятнанном зеркале вашей души.
Когда впечатления от какого-то опыта отразят себя в этом зеркале, представьте себе, что они просто исчезают, уходят обратно во Вселенную. И вот уже не остается мыслей и эмоций, --только чистое сознание.
Затем, выдыхая, снова обратитесь к внешнему миру, но теперь идите к нему изнутри, будто ныряя под гладь озера, чтобы посмотреть на сплетение корней под плавающими на поверхности цветами и растениями.
Иными словами, вы обретаете связь с теми уровнями реальности, которые лежат непосредственно за внешними проявлениями Иони Мудра.
Дыхательное упражнение более высокого уровня, которое позволяет еще глубже обратить собственное сознание внутрь себя, известно как йогическое упражнение Иони Мудра. Обычно ваше сознание обращено вовне, поэтому следует установить на его пути препятствие. Эти шоры вынуждают вас сместить фокус глубоко внутрь себя, что позволяет вам открыть целый мир, проявляющийся изнутри.
Обращаясь к этому способу сосредоточения, вы помещаете пальцы себе на губы, ноздри и глаза, чтобы физически заблокировать идущие извне ощущения.
Вначале положите указательные пальцы на веки (но не давите на глазные яблоки) и закатите глаза.
Затем положите безымянные пальцы и мизинцы на губы, а средние пальцы на ноздри.
Теперь прижмите средним пальцем левую ноздрю и вдохните правой.
Задержите дыхание и выдохните через правую ноздрю.
Потом прикройте уши большими пальцами и сделайте в атом положении три свободных вдоха и выдоха.
Шоры на ваших глазах закрывают их от резкого света окружающего мира. В то же время ваше обращенное внутрь сознание открывает свой внутренний свет.
После этих трех вдохов уберите руки от лица, сохраняя прежнюю сосредоточенность.
Открыв глаза, вы можете увидеть свет, излучаемый окружающими предметами; когда вы закроете глаза, вам может тоже по-прежнему видеться свет --не лучистый свет солнца или звезд, но пронизывающий все и рассеянный, как радиоволны.
Теперь повторите то же упражнение, сосредоточившись на внутреннем звуке, а не на свете. Когда ваше сознание обратится внутрь, внимательно прислушайтесь к звуку своих вибраций. Эти вибрации различной частоты -- язык Вселенной -- то, что Пифагор назвал симфонией сфер. Этот вселенский звук, который можно услышать среди покоя и тишины, суфии называют Саутисармад (SauteSarmad).
Чтобы его услышать, вы можете представить себе звук ху -- звук тишины изначального покоя пустоты, из которой возникло все творение.
Потом представьте себе свою нервную систему как живой музыкальный орган и вообразите, что, дыша, вы выдуваете этот звук всеми трубочками своего организма, наполняя свое тело музыкой сфер.
Для того чтобы синхронизировать это сосредоточение с дыханием, сначала вдохните, отрешаясь от окружающих звуков.
Затем задержите дыхание, безмолвно настраиваясь в резонанс с пронизывающим ваш организм внутренним звуком.
На выдохе представьте себе, что ваше дыхание выдувается через трубочки вашего тела, его потоки колотят, словно молоточки, по вашим чакрам, преобразуя беззвучные вибрации в звук, доступный уху.
Повторите это же упражнение в третий раз.
Задерживая дыхание, сосредоточьтесь на своем солнечном сплетении. Представьте себе, что это открытые ворота в пустоту, куда все втягивается и, обновившись, выходит на выдохе из сердца обратно.
Помните: то, что вы переживаете, отнимая руки от лица, настолько же важно, как и ваши переживания, когда руки находятся на своей позиции. Фактически, цель Иони Мудры в том, чтобы в конце концов вы могли делать все то же самое, не блокируя свои органы чувств физически, и при этом в любой момент могли менять направление внутренней фокусировки.
Глубинное мышление
Предыдущие упражнения требовали от вас отрешения от физического окружения. Хотя в поле вашего восприятия по-прежнему остаются отвлекающие звуки, мысли и эмоции, теперь вы научились отодвигать их на периферию своего сознания. Чтобы случайные мысли не отвлекали вас, хотя вы все еще смутно осознаете эту призрачную зону, ваше сознание должно, как лазерный луч, сконцентрироваться на центре вашей души. Как взгляд при произнесении мусульманской молитвы должен быть сосредоточен перед собой, так и тут вы не должны смотреть ни влево, ни вправо, а только внутрь -- в сердцевину своего существа.
На самом деле, когда ваше сознание будет опускаться все глубже и глубже, вы уйдете от периферийного мышления к творческому источнику мысли: ex nihilo -- из ничего -- приходит творческая мысль. Здесь мысль не подвержена влиянию языка или идей. Обычно, когда вы говорите, вы пытаетесь связать свои мысли при помощи языка. Большей частью произносимые вами слова обусловлены и отражают банальное мышление вашего времени -- даже когда вы остаетесь наедине с собой. Поэтому следует соблюдать тишину во время уединения, нельзя разговаривать при медитации, -- если ваши занятия достаточно долго проходят в безмолвии, вы начинаете осознавать, насколько ограниченным было ваше мышление из-за того, что вы придавали мыслям форму слов и представлений, принадлежащих обыденному сознанию.
Во время уединения вы можете соприкоснуться с мышлением в той его форме, в которой оно приходит из глубин вашего сознания. Фактически, проведя некоторое время в медитации, вы обнаружите, что ваш образ мыслей кардинально изменился. Дэвид Бом говорит об этом состоянии скорее как о мышлении подтекста (implicate), чем как об объясняющем (explicate) мышлении. Так, мышление в состоянии подтекста есть интуитивное осознание того, что подразумевается под словами и мыслями, что стоит за нашими объяснениями. Это мысли творческие, и ориентированы они на будущее. Словно поднимающиеся из глубин знамения, они указывают на то, как могут обстоять дела.
Итак, даже тогда, когда действуют различные отвлекающие факторы, ваша цель -- постоянно возвращаться к жизненному истоку творческого мышления -- к мыслям, которые существуют за словами и без слов. И, наблюдая, как возникают и оформляются в вашем сознании мысли, прежде всего анализируйте, что может стоять за ними. Например, когда вы говорите «мой отец» или когда вы говорите, что вы страдаете, люди полагают, что они понимают, о чем вы говорите. Но ваш отец -- это определенное отношение, за которым стоит сложнейшая гамма чувств; а ваше страдание -- это тоже ваше отношение к конкретной ситуации, например, уныние, вызванное ощущением собственной несостоятельности.
Это упражнение, как брошенный на дно океана якорь, позволяет вам сместить свое внимание с периферии сознания к глубинам своего существа. Оно изменяет ваши реакции на обстоятельства и раздражители внешнего мира. Вместо того чтобы реагировать на эти факторы поверхностно или полностью отсекать их, вы отвечаете на них из безмерной глубины своего Я.
Одна из лучших иллюстраций динамики этого процесса -- четвертый концерт для фортепиано Бетховена. В этом произведении Бетховен воссоздает в исполнении оркестра крик агонии мира. За этим следует одна из самых красивых мелодий для фортепиано, которые когда-либо сочинял Бетховен. Я вижу тут музыкальное выражение того глубинного ответа, о котором я говорю (а не автоматической рефлексивной реакции), на нескончаемые страдания и боль мира. Эта мелодия была, видимо, его ответом на крик, идущий из глубины его существа, а не просто реакцией с периферии сознания.
Через двери воображения
Как открывается дверь и за видимой прежде плоскостью обнаруживается нечто новое, так и образ позволяет психике выйти на ландшафты души. Гармонизировав свои эмоции благодаря музыке, замедлив ритмы тела с помощью дыхательных упражнений и, наконец, сместив свою фокусировку с периферии сознания на его внутренние глубины, вы можете войти в состояние более глубокой медитации, где зрительные образы способны превратиться в мосты между двумя мирами.
Представьте себе, например, что вы наткнулись на высокую стену, охраняющую древний храм. Отперев старые богато украшенные ворота в каменной стене, вы попадаете в удивительный изумрудно-зеленый сад. Это тайное убежище кажется совершенно недоступным извне, оно надежно защищено зоной тишины, предупреждающей любое постороннее вторжение. Попав внутрь, вы обретаете полный покой. Бродя между цветов и деревьев, здесь вы можете обрести единство с природой. Все преображается вокруг, все пронизано Божественным присутствием. Защитившись от вторжения суетных мыслей, вы уютно устраиваетесь в вашем тихом внутреннем саду и погружаетесь в медитацию.
А вот другая визуализация, способствующая сдвигу сознания: лежа в кровати -- скажем, в ранние утренние часы рассвета, -- попытайтесь зависнуть на пороге между сном и пробуждением. В этом мечтательном полусне на экране вашего сознания может пройти целый ряд мистических образов. При этом вы должны по-прежнему видеть обстановку вашей комнаты, ощущать свое тело. Если вы попытаетесь контролировать всплывающие в вашем воображении образы, вы немедленно вернетесь к обычному состоянию сознания; если же вы окунетесь в эти образы чуть глубже, то заснете. Весь фокус в том, чтобы позволить себе зависнуть в этом пограничном состоянии, когда в форме картинок и образов к вам пробивается коллективное бессознательное.
На начальной стадии медитации эти подобные сну грезы очень важны, ибо они помогают развить в себе восприимчивость к измененным состояниям сознания.
Следующая визуализация: представьте себе, что вы при лунном свете идете вдоль берега озера. Вам удалось отключиться от своих воспоминаний; ветерок едва задевает водную гладь; она неподвижна, как стекло. Над вечерним ландшафтом висит туманная дымка, и в безмятежно застывшей воде отражается прозрачный свет. Вы всё бредете вокруг озера, наслаждаясь ощущением покоя. И в самом деле, теперь ваше тяжелое физическое тело кажется сотканным из тонкой паутинообразной материи. Вы чувствуете себя так, словно парите над землей на воздушной подушке; окутанные безмятежностью, вы ступаете легко-легко.
Быть может, вам захочется обратиться к визуализации вопроса: «Кто я есть на самом деле?» Будто бы в вашей психике скрыт пласт памяти, который только и ждет того, чтобы его раскопали. Вы можете вспомнить, что значит быть ребенком или даже младенцем. Возможно, вы в состоянии вызвать воспоминания о пребывании в утробе матери или даже выйти за пределы этих перинатальных состояний сознания, описанных трансперсональным психологом Станиславом Грофом.
Однако если вы не можете раскопать эти слои бессознательного, тогда вам лучше представить, будто вы -- пришелец из далеких миров, который только что высадился на нашу планету.
В процессе этой медитации вы чувствуете себя гостем на Земле. Это не настоящая ваша родина, просто временное пристанище. И уж поскольку вы здесь поселились, планета обеспечила вас физическим телом, сотканным из тканей ваших родителей и более давних предков. Однако за время вашей здешней жизни воспоминания о жизни прошлой постепенно угасли.
Оглядываясь назад, вы видите, как все больше и больше впутываетесь в различные ситуации и взаимоотношения, как внешнее окружение сужает вашу индивидуальность. Вы видите, как вам задавали задачи и вы были вынуждены их решать: радость, боль и страдание бытия. Однако теперь, в процессе этой медитации, вы хотите изменить направление, в котором двигались с самого рождения. Вы хотите восстановить связь со своей истинной индивидуальностью. Вы хотите вспомнить свою истинную родину.
Для того чтобы запустить этот процесс, вы представляете, что на ткани тела, необходимого вам для выживания в условиях человеческой цивилизации, остался отпечаток вашего бессмертного существа, пребывающего за пределами времени, пространства и форм. Хотя вы не можете полностью отделить себя от земного тела, вы знаете: не так уж важно, кем вы являетесь в этом мире, -- важнее ваша истинная наднебесная сущность.
Одного только осознания того, что вы забыли об этой части себя, достаточно, чтобы пробудить смутные воспоминания об иных сферах сознания. Ибо, когда я говорю, что вы родом не с планеты Земля, то я и в самом деле имею в виду, что вы спустились с иных уровней реальности, нежели те, которые вы привыкли считать несомненной данностью.
С пробуждением этого осознания вы чувствуете, как окружающая действительность начинает постепенно уходить из поля вашего зрения. Ослабевает ощущение связанности телесной оболочкой; меняются даже черты вашего лица, отражая вашу истинную сущность. Вы начинаете понимать, насколько обманчива ваша индивидуальность -- она лишь маска, скрывающая ваше истинное Я.
Фактически все, что вы считали собой, подобно шелухе на зернышке пшеницы, которую снимают, собрав урожай. И эта шелуха возникла за время вашей нынешней инкарнации. Теперь, когда вы перестали придавать столь большое значение этим смертным и преходящим аспектам своего существа -- телу, мыслям и индивидуальности, -- нет предела вашему потенциалу и возможностям. Вы свободны; паря, вы летите к своей Божественной родине. В этом полете вы испытываете экстаз воссоединения со своей изначальной сущностью; в мире земном вы забыли о том, что на самом деле вы -- это она, и здесь вы лишь представляете ее как свою Божественную Мать и своего Божественного Отца.
В реальности повседневной жизни вы большей частью играете роли и носите маски. Ваша ошибка состоит в том, что вы идентифицируете себя с той маской, которую видите в зеркале, -- с этим вторичным проявлением, отражающим лишь небольшой фрагмент всего богатства вашей сути. Однако, когда в процессе уединения вы ощущаете свободу от привязанностей, в вашем сознании начинает пробуждаться истинное существо, скрывающееся за той ролью, которую вы играли все это время. Вы осознаете: «Да, я менеджер, или врач, или клерк, но это всего лишь мое внешнее проявление». Истинный прорыв наступает тогда, когда вы открываете, что за вашим физическим лицом скрыты божественные черты. Это ваше истинное лицо, космическое лицо, и оно невероятно красиво -- может быть, это молодое лицо без морщин, а может быть, очень зрелое лицо -- при том, что в вечности вы неизменно молоды. Но каковы бы ни были его черты, узнать его нетрудно: и когда вы его увидите, вы сразу же поймете: «Это -- я». Ежедневная маска, под которой скрывалась ваша истинная сущность, постепенно тает и растворяется, и сквозь все ваше существо начинает проступать красота души.
На этой стадии важно напомнить медитирующим, что цель этих упражнений -- помочь нам вновь открыть не просто нашу истинную сущность, но и то совершенно новое существо, в которое мы превращаемся в процессе нашей эволюции во время путешествия в нынешнем воплощении. В этом отношении суфизм и учение Хазрат Инайят хана привносят в духовность нашего времени нечто свое, особенное. Суфизм подчеркивает уникальность каждой личности. Тело и индивидуальность важны постольку, поскольку они могут точно отразить это бытие в процессе становления.
Поэтому вместо того, чтобы пытаться сбежать от жизни, считая себя жертвой обстоятельств, вы при помощи медитации начинаете осознавать, что на самом деле являетесь значимой частью некоего всеобъемлющего замысла. А это уже важная миссия, -- это задача, вполне достойная ее осуществления.
«Духовное достижение есть повышение тона настройки».
Хазрат Инайят хан
31.01.2003
(опубликована на сервере 31.01.2003)