Странник, все имущество которого состоит в сумке сухарей, святой Библии и Добротолюбии, обладает величайшим внутренним богатством. Он является делателем непрестанной Иисусовой молитвы и своим безыскусным рассказом увлекает читателя, раскрывает перед ним путь и плоды молитвенного делания. Странник является преемником отцов исихастов, творцов непрестанной умно-сердечной молитвы. Это так называемое "умное делание" или "духовное трезвение", о котором говорят подвижники Египта, Синая и Афона. Таинственность темы, живость и простота рассказа странника захватывают читателя. Не случайно эта книга получила большую популярность. По замечанию игумена Харитона (составителя валаамских сборников об Иисусовой молитве), после выхода в свет книги "Откровенные рассказы странника" многие буквально "набросились на эту книгу", и всюду шли разговоры о молитве Иисусовой. Прошло немного времени, и разговоры стихли. Об Иисусовой молитве как будто забыли. Может быть и не забыли, но увидели, что делание Иисусовой молитвы не так легко дается, как это показалось сразу. А главное, оно требует терпения, смирения и времени. На это не у всех хватит постоянства. Правда и тот путь, которым шел странник, нельзя назвать общим путем. Это - его личный, индивидуальный путь, осуществимый при его особенном странническом положении. Не каждый, по условиям своей жизни, может совершать по три, по шести, по двенадцати тысяч Иисусовых молитв. Не каждый может принимать к себе и те способы сведения ума в сердце, какие рекомендовались отцами-подвижниками афонским отшельникам в XIV или XV веке. Но все это не обязательно нужно, как учат более близкие к нему делатели и наставники Иисусовой молитвы - епископы Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов или преподобный Серафим Саровский и другие. Иисусовой молитве можно обучаться гораздо проще и удобнее, как это видно из наставлений этих подвижников. Практика молитвенного делания древних подвижников трудноприменима в наше время (без руководства опытного наставника).