Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 

Грегори Бейтсон [ 5 статей  ]


Грегори Бейтсон - британский, затем американский философ, антрополог и психолог, методолог биологии и человекознания. Перенося идеи из одних дисциплин в другие и связывая данные разных наук в логически стройные объяснительные модели, Бейтсон оставил ярчайший след в целом ряде наук, в том числе психологии. Он связал социальную, клиническую, сравнительную и педагогическую психологию через ключевое для него понятие коммуникации, которую он, в свою очередь, рассматривал через призму теории познания и информационной теории.
Вот что пишет о нем Фритьоф Капра в книге «Уроки Мудрости» (Москва; Киев, 1996), в которой Бейтсону посвящена отдельная глава, наряду с такими людьми, как Вернер Гейзенберг, Кришнамурти, Станислав Гроф, Ричард Лэйнг:
Будущие историки сочтут Грегори Бейтсона одним из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени. Уникальность его мышления связана с широтой и обобщенностью. Во времена, характеризующиеся разделением и сверхспециализацией, Бейтсон противопоставил основным предпосылкам и методам различных наук поиск паттернов, лежащих за паттернами, и процессов, лежащих в основе структур. Он заявил, что отношения должны стать основой всех определений; его основная цель состояла в обнаружении принципов организации во всех явлениях, которые он наблюдал, «связующего паттерна», как он называл это.
Нам кажется, что русскому читателю также будет интересно узнать, что отец Грегори Бейтсона, крупнейший английский генетик Уильям Бейтсон, был личным другом Николая Вавилова.
Свою научную деятельность Грегори Бейтсон начал в 20-х годах в качестве этнографа, изучая культуры племен Новой Гвинеи и балийцев в Индонезии. Результаты этих исследований отражены в его монографии «Naven: Survey of Problems Suggested by a Composite Picture of the Culture of a New Guinea Tribe Drawn from Three Points of View» (Cambridge, 1936), а также в книге «Balines Character:
A Photographic Analysis» (N.Y., 1942), написанной в соавторстве с его первой женой Маргарет Мид. Он внес значительный вклад в развитие методов этнографических исследований, широко использовав фото- и кинорегистрацию материала для анализа экспрессивного поведения.
В 40-е годы Бейтсон тесно сотрудничает с Норбертом Винером, активно участвуя в первых конференциях по кибернетике, регулярно организуемых Фондом Джосайи Мейси. Бейтсон одним из первых пытался применить системный подход для осмысления фундаментальных методологических проблем как естественных, так и общественных наук. В 1948 году начинается совместная работа Бейтсона с американским психиатром Юргеном Рушем в его клинике. В 1951 году публикуется их совместная монография «Communication: The Social Matrix of Psychiatry» (N.Y., 1951), в которой была предпринята попытка рассмотреть психические заболевания как особые формы нарушения коммуникации.
В 50-е годы Бейтсон руководит знаменитым исследовательским проектом, проводившимся в госпитале при Управлении по делам ветеранов (Пало-Альто, Калифорния), в который также входили Дон Д.Джексон, Джей Хейли, Джон Х.Уикленд и Уильям Ф.Фрай. Проект касался исследования парадоксов патологической коммуникации при шизофрении и привел к открытию концепции «double bind».
Идеи Бейтсона сыграли огромную роль в зарождении радикально новой формы психотерапии—системной семейной терапии. Именно благодаря Бейтсону в психиатрии и психотерапии стал использоваться совершенно особый способ «эпистемологической пунктуации» клинической и психотерапевтической реальности - системная методология, опирающаяся на такие понятия, как «саморегуляция» и «нелинейная циркулярная причинность». В результате в качестве «пациента» для семейного терапевта стал выступать не индивид, демонстрирующий те или иные нарушения, а вся его семья. Психопатологическая симптоматика стала рассматриваться как функция сети внутрисемейной коммуникации.
Хотя Бейтсон сам почти не занимался психотерапией, его считают своим учителем основатели таких психотерапевтических подходов, как
- краткосрочная психотерапия школы Пало-Альто (Д.Джексон, П.Вацлавик, Дж.Уикленд и др.);
- стратегическая психотерапия (Дж. Хейли);
- миланская школа системной семейной терапии (М.С.Палаццоли, Л.Боскола, Г.Чеччин и др.);
- «анти-психиатрия» (Р.Д.Лэинг);
- нейролингвистическое программирование (Р.Бандлер, (Дж.Гриндер, Р.Дилтс и др.).
В последние десятилетия жизни, опираясь на свои энциклопедические знания, Бейтсон разрабатывал науку о живом, принципиально переосмысливая традиционные научные представления о разуме и материи. Он доказывал, что «разум» имманентен всему живому, образуя неразрывное единство с неживой природой. Этой теме посвящены его главные работы:
- «Steps to an Ecology of Mind: collected essays in anthropology, psychiatry, evolution, and epistemology». San Francisco: Chandler Publishing Co., 1972;
- «Mind and Nature: A Necessary Unity». N.Y.: Dutton, 1979;
- «Angels Fear: Towards an Epistemology of the Sacred». N.Y.: Macmillan, 1987 (в соавторстве со своей дочерью Мэри Кэтрин Бейтсон /Mary Catherine Bateson/)',
- «A Sacred Unity: Further Steps to an Ecology of Mind». N.Y.: Cornelia & Michael Bessie Book, 1991 (посмертное издание, подготовленное к печати Родни Дональдсоном /Rodney E.Donaldson/).
К сожалению, работы Бейтсона недостаточно хорошо известны в России. Мы предлагаем вниманию читателей подборку текстов из книги «Steps to an Ecology of Mind» - «ЭКОЛОГИЯ РАЗУМА», издательство «Смысл», г. Москва, 2000 . Эта книга -систематизированный сборник статей Бейтсона, опубликованных в различной научной периодике в 1935--1971 гг.

Публикуемые нами Металоги Бейтсона - некоторый способ коммуникации, не имеющий распространенных аналогов. По определению Бейтсона "Металог — это беседа о некотором проблематичном предмете. Эта беседа должна проходить так, чтобы участники не только обсуждали проблему, но и структура беседы как целого была релевантна тому же предмету. Не все представленные здесь беседы соответствуют этому двойному формату.
Следует отметить, что история теории эволюции —- это неизбежный металог между человеком и природой, в котором порождение и взаимодействие идей должно служить примером эволюционного процесса."
Источник: Грегори Бейтсон «Экология разума», Изд. «Смысл», М., 2000.

 

Текст ПРО ИГРЫ И СЕРЬЕЗНОСТЬ
О: Давай вернемся к вопросу, который ты задала, а я сказал, что он слишком трудный, чтобы ответить на него сегодня. Мы говорили, как типограф ломает свои клише, и ты сказала, что он будет по-прежнему поддерживать некоторый порядок среди своих букв, чтобы не сойти с ума. Затем ты спросила: «Какого вида порядка нам нужно придерживаться, чтобы не сойти с ума, когда мы попадаем в путаницу?» Мне кажется, что «правила игры» - это только другое название для этого вида порядка.
...Д: Я хочу, чтобы ты говорил мне, когда ты собираешься их изменять!
О: Хм... снова да. Я и сам хотел бы. Но дела обстоят не так. Если бы это было похоже на шахматы или канасту, я мог бы сказать тебе правила, и мы могли бы, если бы захотели, перестать играть и обсудить правила. Затем мы могли бы начать новую игру по новым правилам. Но какие правила ограничивали бы нас между двумя играми? При обсуждении правил?
Д: Я не понимаю.
О: Да. Суть дела в том, что цель этих бесед состоит в открытии «правил». Это как жизнь - игра, чья цель состоит в открытии правил и чьи правила всегда изменяются и никогда не поддаются открытию.
Д: Но я не назвала бы это игрой, папа.
О: Вероятно, нет. Я назвал бы это игрой или, как минимум, «спектаклем». Но это определенно не похоже на шахматы или канасту. Это больше похоже на то, что делают котята и щенки. Вероятно. Я не знаю.
Д: Папа, почему играют котята и щенки?
 07.07.01 10K.
Текст ПОЧЕМУ ФРАНЦУЗЫ?
мы должны начать все с начала и предположить, что язык изначально и главным образом является системой жестов. В конце концов у животных есть только жесты и тоны голоса, а слова были изобретены позднее. Намного позднее. А еще позднее были изобретены школьные учителя.
Д: Папа?
О: Да?
Д: Хорошо было бы, если бы люди отбросили слова и вернулись к использованию одних жестов?
О: Хм... я не знаю. Конечно, мы не могли бы вести такие разговоры, как этот. Мы могли бы только лаять или мяукать, размахивать руками, смеяться, ворчать и плакать. Но это, вероятно, было бы весело. Это превратило бы жизнь в вид балета, когда танцоры придумывают собственную музыку.
 07.07.01 8K.
Текст ЧТО ТАКОЕ ИНСТИНКТ?
Дочь: Папа, что такое инстинкт?
Отец: Инстинкт, моя дорогая, — это объяснительный принцип.
Д: Но что он объясняет?
О: Все. Почти все. Все, что ты хочешь, чтобы он объяснял.
Д: Не говори глупостей. Он не объясняет гравитацию.
О: Нет. Но это потому, что никто не хочет, чтобы «инстинкт» объяснял гравитацию. Если бы кто-то захотел, он бы объяснил. Мы можем просто сказать, что у луны есть инстинкт, сила которого изменяется обратно пропорции опально квадрату расстояния. Д: Но это чепуха, папа.
О: Конечно, да. Но это ты упомянула «инстинкт», а не я.
Д: Хорошо, но что тогда объясняет гравитацию?
О: Ничего, моя дорогая. Потому что гравитация — это объяснительный принцип.
Д: Ага!
Д. Ты хочешь сказать, что нельзя использовать один обьяснительный принцип для объяснения другого? Никогда?
 07.07.01 34K.
Текст Грегори Бейтсон МЕТАЛОГ "ПОЧЕМУ ЛЕБЕДЬ?"
О: Я хочу сказать, что если бы мы могли ясно сказать, что имеется в виду под утверждением «хлеб и вино не являются "чем-то вроде" плоти и крови», то мы больше узнали бы о том, что мы имеем в виду, когда говорим, что «лебедь является "чем-то вроде" человека» или что «балет есть таинство».
Д: Ну и как ты определишь различие?
О: Какое различие?
Д: Между таинством и метафорой.
........
Я могу сказать только следующее: таинство возникает не из одного из этих утверждений, а из их комбинации. «Притворно быть», «притворно не быть» и «быть в действительности» каким-то образом сплавляются в единое значение.
Д: Но нам следует держать их раздельно.
О: Да. Это и пытаются делать логики и ученые. Но балеты так не создаются. И таинства тоже.
 18.06.01 9K.
Текст Грегори Бейтсон МЕТАЛОГ "ПОЧЕМУ ВЕЩИ ИМЕЮТ ОЧЕРТАНИЯ?"
Дочь: Папа, почему вещи имеют очертания?
Отец: Разве? Я не знаю. Какого рода вещи ты имеешь в виду?
Д: Я имею в виду, почему, когда я рисую вещи, они имеют очертания?
О: Ну, а как насчет других вещей — стада овец? Или разговора? У них есть очертания?
Д: Не говори глупостей. Я не могу нарисовать разговор. Я имею в виду вещи.
О: Да, я просто пытался выяснить, что ты имеешь в виду. Ты имеешь в виду вопрос: «Почему мы придаем вещам очертания, когда мы их рисуем?» Или ты имеешь в виду, что вещи имеют очертания, независимо оттого, рисуем мы их или нет.
Д: Я не знаю, папа. Скажи ты. Что я имею в виду?
 07.06.01 9K.
Текст Грегори Бейтсон МЕТАЛОГ "СКОЛЬКО ТЫ ЗНАЕШЬ?"
Дочь: Папа, сколько ты знаешь?
Отец: Я? Хм... мои знания тянут на фунт.
Д: Не говори глупостей. Это фунт стерлингов или фунт веса? Я имею в виду, сколько ты знаешь на самом деле?
О: Ну, мой мозг весит около двух фунтов, и я полагаю, я использую около четверти его, или использую его с эффективностью одна четвертая. Давай скажем «половина фунта».
Д: А ты знаешь больше, чем папа Джонни? Ты знаешь больше меня?
О: Хм... в Англии я знал одного маленького мальчика, который спросил своего отца: «Правда ли, что отцы всегда знают больше, чем сыновья?», и отец сказал «да». Тогда он спросил: «Папа, кто изобрел паровую машину?», и отец сказал «Джеймс Уатт». Тогда сын спросил:«Но почему же ее не изобрел отец Джеймса Уатта?»
.......Д: Папа, почему ты не используешь остальные три четверти своего мозга?
О: Ах, да... видишь ли, неприятность в том, что у меня тоже были школьные учителя. И они заполнили туманом около четверти моего мозга. Еще я читал газеты и слушал, что говорят другие люди, и это заполнило туманом еще четверть.
Д: А еще четверть, папа?
О: А это туман, который я создал себе сам, когда пытался думать.
 07.06.01 9K.
Добавить статью
Добавить ссылку

Смотрите также:

Грегори Бейтсон

ЧеловекИ рекомендуют:

Желающим заказать книги издательства «Смысл»:
e-mail: npf_smysl@mail.ru
http://www/smysl.ru

Желающие заказать книги издательства «Смысл» по почте в индивидуальном порядке могут прислать запрос по адресу:
103050, москва-50, а/я 158, издательство «смысл», приложив маркированный конверт со своим обратным адресом.
Телефон для оптовых заказов (095) 195 93 28
e-mail: npf_smysl@mail.ru
http://www/smysl.ru"

 



<> Смотреть онлайн Фильмы, смотреть фильмы онлайн бесплатно. <>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть