Жизненные уроки. (Guardian, 7.04.05) Какова та одна вещь в науке, которую стоило бы усвоить каждому? Журнал "Spiked..." опросил 250 ученых и привел некоторые из наиболее дерзких ответов.
Сет Ллойд, профессор технической инженерии Массачусетского Технологического Института: Вовсе не надо быть ученым, чтобы делать науку; вы можете быть ребенком, заниматься подсчетами или быть высоко развитой крысой. Когда вы можете проверить результаты – это часть науки.
Фримен Дайсон, заслуженный профессор физики Принстонского Института Специальных Исследований: Наука – это о неопределенности. Мы до сих пор не знаем ответы на большинство важных вопросов – природа умнее нас. Но если мы терпеливы и не слишком торопимся, тогда наука дает нам верный путь как найти ответы.
Ричард Докинз Чарльз Симоний, профессор общественного понимания науки в Оксфордском университете, а также научный писатель и ведущий передач: Я бы хотел, чтобы все поняли Дарвиновский естественный отбор, и его огромную объяснительную силу, как единственно известного объяснения "создания". Мир разделен на вещи, которые выглядят сконструированными, например птицы и самолеты, и на вещи, которые не выглядят сконструированными, например акулы и ежи. Дарвиновский естественный отбор, хотя и не предполагает совсем никакого истинного проектирования, может выдать поразительную видимость истинного замысла. Инженеру было бы сложно решить, птица или самолет явились более аэродинамически элегантны.
Льюис Волпер Эмеритус, профессор биологии в медицинской практике Лондонского Университетского Колледжа: Я бы научил мир, что наука – это лучший способ понять мир, и что для любого набора наблюдений, есть только одно правильное объяснение. К тому же наука далека от оценочности, т.к. объясняет мир как есть. Этические вопросы возникают только когда науку прилагают к технологии – от медицины до промышленности.
Кэти Сайкс Коллиер, профессор общественного вклада в науку и инженерию в Бристольском Университете: Я бы научил мир, что наука не о истине, а о попытке приблизиться к истине. Это важно, потому что очень часто люди смотрят на ученых как на обладающих "истиной". То, что мы имеем, завернуто в неопределенности, толкования и упрощения.
Джон Гриббин, астрофизик и учёный-писатель: Я не могу сказать лучше американского физика Ричарда Фейнмана: Самая важная информация ... это атомная гипотеза ... что все вещи созданы из атомов – маленьких частиц, которые кругом, движутся постоянно, привлекая друг дружку когда они близко, но отталкивая при сдавливании.
Бернард Ловелл, астроном и основатель Обсерватории банка Джодрел: Я бы научил мир, что фундаментальные научные исследования нейтральны, но зачастую тонка разделяющая линия между добром и злом в конечном использовании результатов исследования. В начале 20 века исследование структуры материи привело к детальному пониманию атомной структуры и к знанию, что при определенных превращениях происходило уменьшение массы. Вторая Мировая война привела к тому, что огромная концентрация технологических усилий была направлена на превращение этого знания в разрушительное оружие массового поражения вместо того, чтобы предоставить атомную силу для пользы человечества. Сегодня перед нами стоит этот контраст между добром и злом в конечном применении исследований.
Симон Барон-Коен, профессор психопатологий развития в Кембриджском Университете, а также директор Исследовательского Центра по Аутизму: Я бы научил мир, что ученые влюблены – влюблены в эксперименты. Эксперимент может быть ошеломляюще красивым. Эксперименты это не просто подтверждение – некоторые обладают таким внутренним изяществом, что вы прямо хотите вернуться и просмотреть их ещё и ещё раз. Взять мужчину с двумя Х хромосомами. Эта природная головоломка привела к эксперименту, проведенному в 1990-м, для исследования пары Х хромосом у подобных индивидуумов – чтобы обнаружить кусочек Y хромосомы, которые вероятно отломался и был включен в состав одной из Х хромосом. Он просто должен был быть там. И действительно он был. В Х хромосому вошло то, что, как мы теперь знаем, является SRY-геном – связанным с полом Y-геном (sex-related Y gene). И именно этот ген включает процесс роста яичек и становления мужчиной.
Энтони Хоэр, старший исследователь в Корпорации Майкрософт: А бы научил мир, что ученые начинают с основательных попыток опровергнуть то, что, как они надеются, является правдой. Когда им это не удается, у них имеется надежная причина считать, что их посылы истинны, и они даже могут убедить других в этой истинности. Учёный всегда признаёт возможность ошибки и о реже ошибается, чем тот, кто всегда претендует на свою правоту.
Гарри Крото, профессор химии в Университете Сассекса, получивший в составе группы Нобелевскую премию по химии: Методика науки явно эффективна и внесла большой гуманитарный вклад в развитие общества. Именно эту эффективность атакуют поставщики мистической философии, ведь они видят в этом основную угрозу основанному на вере источнику их силы и финансовых вознаграждений.
Майкл Баум Эмеритус, профессор хирургии, приглашаемый лектор медицинских наук Лондонского Университетского Колледжа и председатель Психосоциального Онкологического Комитета: Я бы научил мир, что Наука = воображение + сдержанность^2. Если бы только политики руководствовались научными принципами предположений (построения гипотез) и опровержений (контролируемого экспериментирования), то мир бы был лучшим местом. Цитируя британского биолога 19-го века Томаса Хенри Хаксли: "Трагедия науки в разрушении красивых теорий уродливыми фактами".
Сьюзан Блэкмор, научный писатель и ведущая передач, приходящий лектор в Университете Западной Англии в Бристоле: Пугает, что большинство людей не понимает великого инсайта Дарвина. Что люди упускают, так это абсолютную неизбежность созидательного процесса. Как только вы увидите это – копировать, изменяться, отбирать, копировать, изменяться, отбирать – вы увидите, что создание путем естественного отбора просто должно было случиться. Это не что-то вроде Ньютоновских законов или квантовой физики или какой-либо другой великой из научных теорий, когда каждый может спросить: "Почему так?" Это просто должно было быть так. И тогда последуют ужасные последствия. Если каждый поймёт эволюцию, тогда тирания религиозных мемов ослабнет, и мы, маленькие люди, возможно найдем лучший способ жить в этой бессмысленной вселенной.
Джон Сулстон, один из руководителей Проекта Геном Человека, получивший в составе группы Нобелевскую премию по физиологии и медицине: Мы должны взять ответственность за выживание человечества, вместо того чтобы молиться за него. Вознаграждением, если мы сможем принять эту гуманистическую философию, станет бесконечное и невообразимо волнующее путешествие вперёд от нас.
Брайн Дэвис, профессор математики в Королевском Колледже Лондона: Без сомнения самое важное одиночное научное открытие когда-либо сделанное было связью между электричеством и магнетизмом. Эта связь была открыта британским физиком и химиком 19-века Майклом Фарадеем в Королевском Институте Лондона; далее её систематизировал шотландский физик 19-го века Джеймс Клерк Максвелл в Королевском Колледже Лондона. Это открытие непосредственно привело к электрическому мотору и динамо – основе всей электрической энергии – и также к телефонам, радио, телевидению и компьютерам, от чего теперь зависит развитая цивилизация.
Эрик Дрекслер, Основатель и заслуженный председатель Института Предвидения и изобретатель термина нанотехнология: Физическая технология эволюционирует к пределам, установленным физическими законами, и технология, приближаясь к этим пределам, должна действовать с атомарной точностью. Молекулярные машины предоставляют способ достигнуть этого. Сегодня в биологических клетках, а завтра и в промышленности большие молекулярные структуры способны соединяться и работать едино, образуя системы молекулярных машин.
Маркус дэ Сатой, профессор математики в Оксфорде, представляет программу Игры Ума на BBC TV: Я бы научил мир как Греки доказали, более 2 000 лет назад, что существует бесконечно много простых чисел. По моему мнению, это открытие является началом математики – когда человечество обнаружило, что одной чистой мыслью, оно может доказать непреложные истины вселенной. Простые числа неделимы, то есть делятся только на себя и единицу. Это наиболее важные числа в математике, так как каждое число построено умножением простых чисел – например, 60 = 2 x 2 x 3 x 5. Они как атомы арифметики, водород и кислород в мире чисел.
Стэнли Фельдман Эмеритус, профессор анестезиологии в Чаринг Кроссе и Вестминстерской Медицинской Школе: Я бы хотел, чтобы было общеизвестно, что чтобы мы ни ели, в кишечнике оно разделяется на основные пищевые строительные блоки – был ли это первосортный натуральный бифштекс Ангус или отбивная с шеи старой коровы – они закончат одинаковыми аминокислотами в вашей крови. Не важно, каков источник жира, по существу те же жирные кислоты попадают в кровяное русло. Мы не являемся тем, что едим.
Ричард Форти, старший палеонтолог в Музее Естественной Истории Лондона и научный писатель: Каждый должен знать о строении плит земной коры. Мы все связаны с нашим родным ландшафтом – это то, что даёт нам чувство отчизны. Однако исходное управление формой Земли основано на медленных движениях тектонических плит. Понимание этих геологических сил даёт нам всем новое уважение к нашей планете – понимание, как она была сшита воедино на протяжении более 4000 миллионов лет, и как она постоянно себя переделывает. Через геологию мы понимаем собственную сущность. Грустно, что геологию иногда называют "сухой" наукой, она ведь лежит в основе всего. Геология – это в своём роде бессознательный разум мира.
Линн Фростик, профессор физической географии в Университете Хала и директор Института Исследования Окружающей Среды в Хале и Центра Природных Технологий для Промышленного Сотрудничества: Я бы научила мир о климатических изменениях и о роли в них каждого человека. Это, несомненно, величайшая угроза нашей планете. Только тогда мы победим более серьезные последствия изменения климата, когда каждый индивидуум признает ответственность и когда каждый изменит своё поведение.
Роберт Гарфинкл, Историк лунной секции в Британской Астрономической Ассоциации: Я бы научил мир знаменитой цитате, приписываемой Галилео Галилею, «eppur si muove» - латинское «и всё-таки она вертится». Это основа понимания системы Земля-Луна-Солнце. Без этого орбитального треугольника на Земле могло бы даже не быть жизни, в том виде, как мы её знаем. Я бы хотел, чтобы студенты, учащие науки, поняли, что с этой простой цитаты 17-го века проистекает всё наше знание о нашем месте в местной вселенной. Наше движение вокруг Солнца создает смену времен года и даёт нам удовольствие меняющегося ночного неба. Смена времен года вместе с движением Луны вокруг Земли и – в меньшей степени – также вокруг Солнца, вызывает приливы, океанские течения и всемирные изменения температуры и атмосферного давления, вызывая этим воздушные и океанские перемещения. Это перемещение помогает развиваться жизни в океанах и образовываться дождевым облакам – основным блокам для всей жизни.
Пеги Лимекс, специалист кооперативного внедрения растительных биотехнологий в Калифорнийском Университете в Беркли: Я бы номинировала основную формулу фотосинтеза: СО2+Н2О+ солнечный свет/хлорофилл —> О2 + С6Н12О6. Почему это так важно? Потому что без этой химии, жизнь на земле была бы невозможна. Глюкоза (С6Н12О6) является основным источником энергии для всех живых организмов. Кислород, высвобождаемый как побочный продукт фотосинтеза, в основном фитопланктоном, даёт большую часть атмосферного кислорода, жизненно необходимого для растений и животных. А животные, в свою очередь, продуцируют диоксид углерода (СО2), необходимый для растений. Таким образом, фотосинтез считается главным источником жизни почти для всех растений и животных, так как он предоставляет энергию, необходимую для их метаболических процессов. Без этой важной реакции жизнь на этой планете прекратилась.
Д-р Роберт Мэйнард, старший офицер медицинской службы в Министерстве Здоровья Соединенного Королевства: Принцип опровержения, выдвинутый философом Карлом Поппером в его книге «Логика научного открытия и гипотезы и опровержения» - вот мой выбор. Поппер доказывал, что научное знание продвигается более надежно путем выработки и опровержения гипотез – гораздо надежнее, чем путем добавления свидетельств в подтверждение теорий. Он говорил: вы не можете доказать, что все лебеди белые, просто считая белых лебедей, но вы можете доказать, что не все лебеди белые, сосчитав одного черного лебедя. Теперь подход Поппера в общем и целом принимают многие ученые. И всё равно ещё много исследований основывается на индукции – на сборе фактов в подтверждение наших идей. Выдвижение гипотез, которые можно опровергнуть и проведение экспериментов, способных на это – высшая марка истинного ученого. На самом деле это отличает учёного от не являющегося ученым.
Джон Мак Каси Эмеритус, профессор компьютерных наук в Стенфордском Университете и изобретатель термина «искусственный интеллект»: Вычислите числа и сравните их. Как сказал физик лорд Кельвин в 1883 на лекции для Института Гражданских Инженеров: «Когда вы можете измерить то, о чём говорите и выразить это численно, вы кое-что об этом знаете; но когда вы не можете измерить это, когда вы не можете дать численную оценку, ваше знание скудно и неудовлетворительно.
Чаннапатна С. Пракаш, профессор молекулярной генетики растений в Университете Тускеги и директор Центра Растительных Биотехнологических Исследований: Я бы научила мир не боятся генетических изменений в наших сельскохозяйственных культурах и принять ГМ культуры, ведь они могут помочь накормить растущий мир природооберегающим способом. Есть много опасения и смятения по отношению к этой технологии, особенно в Европе. Это привело к ненужному замедлению применения биотехнологии в сельском хозяйстве. Если бы мир воспользовался ГМ-культурами, мы бы могли победить голод и бедность гораздо проще, снизить использование на фермах химикалий, помочь сдержать вырубку тропических лесов для расширения сельскохозяйственных площадей, принести больше надежности в сельское хозяйство, сделать земледелие прибыльнее, помочь развивающимся странам улучшить продовольственную безопасность с помощью культур более закаленных и устойчивых к засухе и улучшить подкормку культур. ГМ-культуры так же безопасны, как и традиционно выработанные культуры. Страх перед этой технологией без необходимости удерживает прогресс и лишает подов этого прогресса развивающийся мир, наиболее нуждающийся.
Мартин Риз, королевский астроном и профессор космологии и астрофизики в Кембриджском Университете: Я бы хотел расширить знание людей о огромных предшествующих временных промежутках – для нашей планеты и для самой нашей жизни. Наиболее образованные люди знают, что мы являемся результатом примерно 4 млрд. лет дарвиновского отбора, но многие склонны считать, что человек так или иначе является венцом. Однако наше солнце прошло менее половины своей жизни. И вовсе не люди увидят угасание солнца через 6 млрд. лет. Любые существа, что будут тогда существовать, будут так отличаться от нас, как мы отличаемся от бактерий или амёб. Наши заботы о будущем Земли понятным образом сфокусированы максимум на следующие 100 лет – время жизни наших детей и внуков. Но понимание этого увеличивает временной горизонт, а огромный потенциал, который человеческие действия в этом веке действия могут отменить, предлагает дополнительный мотив для точного управления этой планетой.
Мэтт Риддли, учредительный заседатель в Международном Центре Жизни: Наука – это не каталог фактов, а поиск новых загадок. Наука увеличивает запасы чуда и тайны в мире, а не истощает их. Миф, что наука избавляется от тайн, пошедший от поэтов-романтиков, был отлично пригвожден Альбертом Эйнштейном, чьи мысленные эксперименты об относительности гораздо более сверхъестественны, эфемерны, захватывающи и непостижимы, чем что-либо придуманное поэтами. Исаак Ньютон показал нам тайны глубин космоса, Чарльз Дарвин показал нам тайны глубин времен, а Фрэнсис Крик и Джеймс Д. Ватсон показали нам тайны глубокого кодирования. Избавиться от этих догадок значило бы уменьшить запас благоговения в мире.
Роудерич Тумулка, исследователь-физик в Математическом Институте Университета Тубунгена: Паранормальных явлений не существует. Магия, колдовство, чтение мыслей, ясновидение, целительство верой и подобные практики не работают и никогда не работали. В этом ключевое различие, представляем ли мы себя окруженными сверхъестественными силами или вместо этого мы видим себя в мире, который наука может помочь нам понимать. Многие научные принципы, концепции и открытия не нуждаются, несмотря на их значимость, в народном понимании, достаточно понимания экспертами. С паранормальным в этом отношении всё не так.
Стюарт Зола, профессор психиатрии и поведенческих наук Университете Эмори и директор Еркесского Национального Центра Исследования Приматов: Я бы научил мир тому как важно оставаться активно интеллектуально занятым в течении всей нашей жизни, особенно по мере того, как мы стареем. Теперь имеются надежные данные, указывающие на факт, что, продолжая давать себе задачи в конце жизни – заводя новые хобби, учась играть на музыкальных инструментах, разгадывая кроссворды и т.д. – действительно помогаем сохранить функции мышления и защищаемся против натиска умственного угасания.
Герардус ’т Хуфт, профессор теоретической физики в Утрехтском Университете и один из получателей Нобелевской премии по физике за его работу по квантовой структуре электрослабых взаимодействий: Неужели правда мир хочет услышать только одну вещь о науке? И после продолжить со своими текущими религиозными, суеверными и политическими спорами? Может быть, мир хочет услышать только одну вещь от меня. Что бы это могло быть? Все важные вещи, что мир услышал от моих коллег могли быть неполными – мои коллеги возможно забыли что-нибудь сказать миру. Что бы это могло быть? Я не знаю.
Так же Вы можете посмотреть 4 англоязычных видео фрагмента от выступавших ученых: http://www.spiked-online.com/Sections/Science/ScienceSurvey/films.shtml Маркус Сатой играет в футбол и объясняет Эвклидово доказательство, что существует бесконечно много простых чисел. Лиза Сэксида практикует йогу и объясняет, что нет двойственности ума и тела. Марк Лизго лезет по скале и объясняет научный метод. Марк Мёдовник едет на велосипеде и объясняет науку о материалах.