Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 

Е. Шугалей "Можно ли научить творчеству?" Интервью газете "Под знаком Пси"  > Humans.ru  > Мир Человека  > Сообщества  > Интеллект, восприятие, память  > Е. Шугалей "Можно ли научить творчеству?" Интервью газете "Под знаком Пси"

[Обсуждение]  (1 реплика, 15.10.2002 19:36)  [Вид для печати]
    

Можно ли научить творчеству?

В современных информационных условиях человек поставлен на некоторую грань выживания. По схеме доктора Элвина Силверстайна в ближайшие годы человечество будет иметь в 128 млн. раз больше информации, чем в год рождения Иисуса. Все мы ощущаем давление мощного информационного потока и далеко не всегда наше сознание позволяет справиться с ежедневным информационным стрессом, а тем более свободно ориентироваться и управлять им. Современные проблемы требуют и современных способов их решения, желательно комплексных. Как и где научиться качественно новым стратегиям работы с информацией, способам мобилизации своего сознания и психики?

На этот и другие вопросы отвечает директор Центра современных психотехнологий г. Санкт-Петербурга, старший преподавателем Московского Психологического Университета (курс динамического обучения и психологии творчества), Мастер НЛП, автор методик развития активного восприятия и динамического обучения Елена Викторовна Шугалей.

Елена Викторовна, ваши тренинги развития интеллекта, скорочтения, творческих способностей хорошо известны питерским студентам и пользуются неизменно большой популярностью. Это говорит об актуальности проблемы. Так что же, мы теряем способность работать с информацией?

Антропологи утверждают, что мозг пожилой женщины начала XIX века даже морфологически был более развит и обогащен нейронными связями по сравнению с мозгом современного молодого ученого. Я неоднозначно отношусь к этому утверждению, т.к. сейчас развиваются и новые структуры головного мозга, и новые нейронные контуры, быть может, более емкие и качественные. Но утрата каких-то наших способностей, возможностей сознания, интеллекта, психики налицо. У нас просто нет ежедневной настоятельной потребности к саморазвитию. Например, появление сотовых телефонов сделало ненужным запоминание самых значимых номеров., компьютерные технологии снижают усилия для обработки информации и так далее. Все чаще работа с информацией сводится к ее компиляции, перетасовке и "поиску". Мы все больше имеем дело с "базами данных", а не с их целевым осмыслением.

Что же в этом плохого, ведь экономится человеческий ресурс, да и просто рабочее время?

Да действительно, высвобождается время и энергия для более разумных действий и занятий. Но в чем они заключаются? И к какому Будущему они приводят? Каким будет Человек и будет ли он чувствовать себя свободным и счастливым в этом Будущем, которое началось "еще вчера"?

Но ведь существуют целые системы тренировки памяти, развития способностей, в том числе и ваша авторская методика...

Несколько лет назад немецкие ученые доказали, что механическая тренировка памяти, без непосредственной привязки к конкретной умственной задаче, как ни странно, ослабляет интеллектуальные способности. Мы вырабатываем у себя стратегии линейной, бесцельной обработки информации, ее механической сортировки - а интеллект по определению проявляется в способности обобщать и анализировать информацию в условиях отсутствия заданного алгоритма решения. Вождь архаического племени, несомненно, обладает достаточно высоким уровнем интеллекта, позволяющим выжить и сохранить свою культуру в непростых современных условиях. Но тест на IQ он вряд ли пройдет удовлетворительно.

Чем отличается ваша система скорочтения и развития памяти от традиционных?

В первую очередь интегральным, целостным подходом к самому процессу взаимодействия с информацией. Когда мы активны, включены и сконцентрированы, восприятие происходит не только в гораздо более высоком темпе, но и отличается качеством осмысления, запоминания, воспроизведения. Скорость чтения равна скорости мышления. Методика предполагает одновременную работу с процессами скоростной обработки потока информации, овладение новыми стратегиями запоминания на основе процессуальной памяти, управление собственными состояниями сознания и включение механизма целевого осмысления. Мы работаем с потоками информации независимо от носителя - это может быть и текст любого формата, любой сложности содержания, и электронное представление, и восприятие объектов текущей реальной ситуации. Основной акцент делается на контроле над несколькими процессами (так называемый "параллельный процессинг"). Менеджерам высшего звена, брокерам и всем людям, по профессии связанным с необходимостью одновременной включенности в несколько интеллектуальных процессов, знакомо состояние "драйва", когда мы свободно ориентируемся в этих потоках и адекватно реагируем на любое изменение. Здесь включаются не только механизмы нашей логической части, но и активизируются бессознательные ресурсы. Многим знакомо и чувство "растянутости времени", и опыт принятия оптимальных спонтанных решений.

В названиях ваших программ часто звучит слово "интенсивный". "Интенсивный курс развития интеллекта, скорочтения, восприятия, памяти" и т.д. Вы тоже стремитесь опередить время?

Это слово является ключевым. В этом отличие моей программы от традиционных методик. Нельзя медленно учиться быстро читать! Некоторые упражнения длятся от долей секунды до нескольких секунд, а некоторые предполагают непрерывное напряжение внимания и сверхскоростное восприятие на протяжении часа. Это действительно Интенсив, который приучает наш мозг работать в новом режиме. Самое удивительное, что для мозга это максимально комфортно. На корпоративных тренингах люди после напряженного трудового дня, с "загруженной головой", на протяжении нескольких часов занимаются по интенсивным методикам. Так вот, в конце занятий, вместо дополнительной усталости они чувствуют свежесть, бодрость и удовольствие от этого состояния. Мозг любит работать в оптимальном режиме - по полной программе. Очень часто мы плохо запоминаем информацию из-за того, что наш мозг вынужден работать в условиях пониженного темпа.

Это заметно на детях. У них не успевает возникнуть непрерывный поток образов, создающий пространство некоего "виртуального" мира книги. Конечно же, в этом случае чтение уступает место просмотру фильмов или компьютерным играм. Там есть динамика, там есть ощущение жизни и сопричастности, там есть Игра... Естественно, сознание выбирает более комфортный по своему режиму вид носителя информации.

Какие результаты гарантируют ваши программы?

Каждому человеку, прошедшему "Интенсивный курс развития интеллекта и скорочтения" мы можем гарантировать увеличение скорости чтения и восприятия как минимум в 2 раза, но обычно результаты гораздо выше. Самое главное - вырабатываются индивидуальные познавательные стратегии. И они не могут быть "утрачены", как не может быть утрачен навык плавания или игры на пианино. Эти стратегии энергоцелесообразны, поэтому в необходимых условиях психика сама избирает оптимальный способ поведения в информационной среде.

В качестве "побочного эффекта" могу отметить улучшение зрения (предупреждая вопрос о вреде для здоровья подобных уровней напряжения). На интенсивных, по 4-5 часов каждый день, курсах, после 2-3 занятия люди снимают очки и могут читать самостоятельно. Специальной статистики я, конечно, не проводила, но есть достаточно заверенных врачом свидетельств об улучшении зрения в такие кратчайшие сроки. Что касается программ по квантовой психологии и "Магии Творчества" - здесь результатом становится и само многомерное творческое решение поставленной участником задачи, и выработка навыков управления своими творческими состояниями. На тренинге по квантовой психологии люди обычно решают скрытые и явные проблемы, уходящие корнями еще в неосознаваемый младенческий или генетический опыт, открывают для себя новые возможности расширения "тоннелей реальности", развития тех структур, которые называются нейрологическими контурами. Но это тема отдельного разговора.

Говоря о результатах, нужно помнить о балансе актуальных потребностей и самостоятельной работы. При всей эффективности методик необходимо личное усилие, личная решимость и труд. Помните анекдот "Молитва школьника: "Господи, сделай так, чтобы Лондон оказался столицей Дании, как я написал в контрольной"? Чудеса творим только мы сами, и никакая "пилюля" не заменит собственного интеллектуального, творческого опыта.

Вы утверждаете, что практически каждого человека можно считать творческой личностью?

Совершенно верно. Каждый из нас гениален в своей области. Вспомним детей и их удивительную способность к фантазии, тягу к необычному, сказочному и фантастическому. Мы, взрослые, тратим слишком много энергии на анализ причин невозможности того, что задумали совершить. Как говорил Шекспир: "Так всех нас в трусов превращает мысль..." Мастер, творец поглощен своей идеей, какой бы абсурдной она ни казалась окружающим людям. Печальный опыт изобретателя радио Маркони показателен: его близкие, по-настоящему, трепетно любившие Маркони, упорно лечили этого гения в психиатрической клинике.

Если мы вспомним самих себя в детстве - найдем массу примеров нашей собственной гениальности. Найдем и какие-то звездные моменты взрослой жизни. Такие минуты остаются нашими вехами, ориентирами в жизни, осознаем мы это или нет. Конечно же, условия жизни не всегда способствуют раскрытию творческого потенциала. Но если у человека есть решимость и он работает над собой, творческие результаты не замедлят проявиться.

То есть творческие способности возможно развить? Каким образом?

Любые способности можно не только развить, но и стать настоящим экспертом в интересующей тебя области. Посмотрите, с каким интересом ребенок рассматривает жука, исследует его. С каким упорством тренируется спортсмен или балерина. Если бы мы с таким же вниманием и ответственностью относились к собственному внутреннему миру и своим способностям наша жизнь была бы просто переполнена радостью творческих достижений. Есть еще один важнейший параметр - недостаточно позволить себе быть раскрепощенным в собственных мыслях и фантазиях. Важна точность мысли и ее обязательное воплощение в действии, пусть и небольшом, пусть промежуточном, - но в действии. Только результат убедителен - в первую очередь для нас самих. Да, таблица Менделеева появилась перед создателем во сне, но этому предшествовали годы упорного поиска. Развитие наших творческих способностей требует такого же целеустремленного труда и затрат сил, энергии, времени.

Чем же отличается гений от обычного человека?

Говоря кратко - степенью веры в себя и вселенную, стремлением учиться. Гении более склонны думать о вопросах по существу, чем искать "правильные ответы". Гений свободно вводит в свой творческий процесс хаос и неопределенность. Мне очень нравится определение разума альт-психологом Д. Покровским: "Разум - это информация, наделенная энергией". Энергия творчества складывается из всех составляющих нашей личности.

Какие методики вы применяете в своих программах по развитию творческих способностей? Например, на тренинге "Магия Творчества", в котором заявлено решение любой творческой задачи участника?

Мои авторские разработки во многом коррелируют с исследованиями Института мозга человека. Сейчас уже доступны такие механизмы, как получение доступа к своим бессознательным ресурсам через сверхскоростные процессы поиска решений, вызов состояния управления субъективным временем, открытости пограничным информационным зонам и т.д. Можно обогатить свое мышление драгоценными возможностями "прямого восприятия", которые недоступны привычному логическому способу поиска информации, особенно если она для нас ценностно значима. Вспомнилось высказывание из письма Нильса Бора Эйнштейну: "Вы не думаете - вы просто следуете логике".

Во всех программах используются техники системного НЛП, квантовой психологии, психосинергетики, но это всего лишь инструменты для пробуждения собственного творческого потенциала каждого человека.

Насколько безопасно такое интенсивное воздействие?

В истории творчества есть много примеров "сгорания". Ван Гог за месяц написал более 50 картин - и сгорел. Но вот Айвазовский за 9 часов написал полотно "Сотворение мира", и после этого смог работать на порядок продуктивнее. Видимо, нам стоит поучиться осознанному применению творческих состояний. Знание не умаляет волшебства Творчества. В последнее время принято ругать нашу многострадальную логику и противопоставлять ее интуиции. Но разделение постепенно уступают место единству.

Хочу немного уточнить: на тренинге не просто решается творческая задача участника - сам участник вырабатывает осознанный навык и индивидуальную стратегию нахождения творческого решения. Причем в это решение входит и последовательность рациональных шагов по его реализации. Помните Будду, севшего под деревом и его непреложное: "Я не встану, пока не пойму. Здесь и сейчас"?

11.10.2002
(опубликована на сервере 11.10.2002)


Комментарии к материалу


Новая реплика


Гость 29.05.07 03:31
Заголовок:
Текст:

Ник:  Пароль:  
Новый пользователь


<> <>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть