Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 

К ВОПРОСУ ОБ ОСОЗНАНИИ КОНТЕКСТА  > Humans.ru  > Человек и Мир  > Сообщества  > Реальность и Субъект  > Человек и информация  > К ВОПРОСУ ОБ ОСОЗНАНИИ КОНТЕКСТА

[Высказаться]   [Вид для печати]
    

Контекст [лат. contextus тесная связь, соединение] " законченный в смысловом отношении отрывок письменной речи (текста), точно определяющий смысл отдельного входящего в него слова или фразы [2].
Смысл [Meaning; Sinn] " качество, приписываемое чему-либо и придающее ему определенную ценность. "Локус (место) смысла " в психическом и только психика способна выделять смысл опыта [1].

В психологическом плане контекст " это законченное в смысловом отношении множество психического, определяющее смысл отдельных входящих в него элементов. Множество можно задать: 1) перечислением всех входящих в него элементов; 2) указанием свойства, определяющего, какие элементы должны быть включены в данное множество [3]. Для множеств, содержащих достаточно большое количество элементов первый способ задания не всегда возможен. Контекст как множество может задаваться либо перечислением элементов, либо каким-либо свойством. Со свойством может быть связано название контекста. Контекст как множество имеет или четкие или нечеткие границы.

Социализация представляет собой вхождение человека в контексты жизни. В процессе социализации формируется базовые контексты: "Я-концепция", "Не-Я-концепция" и структура взаимодействия "Я" с "Не- Я".
В Я-концепцию входят все описания себя (описания Я), включая оценочное. Я-концепция дает хотя бы частичный ответ на вопросы: "кто Я?", "каков Я?". Не-Я-концепция дает описание мира, в котором живет человек. Не-Я-концепция дает ответ на вопрос: "что такое этот мир?", "каков мир?". Структура взаимодействия "Я" с "Не-Я" определяет функцию связи человека с миром, включая физический и социальный планы, отвечает на вопрос: "что делать?", "каким образом реагировать?"
В рамках данной статьи автор хочет рассмотреть динамику осознания людьми отдельных контекстов внутри Я-концепции. Выдвигается тезис: осознание контекста максимально в зоне его границы. Границы актуализируются 1) при вхождении в контекст; 2) при выходе из контекста; 3) в ситуации кризиса.
В качестве иллюстраций будут приводиться фрагменты работы автора с участниками семинара "Стратегии и контексты".
В данной работе не ставилась задача всестороннего исследования формирования и функционирования психического и построения концепции личности.

Исходя из определения данного выше, Я-концепция, как контекст, состоит из множества элементов. Общим свойством всех элементов Я-концепции является принадлежность их к описаниям Я. Описание может иметь форму: "Я " это "". В данной конструкции описания используются любые части речи. Очевидно, что каждое определение является контекстом, частным по отношению к Я-концепции, но общим по отношению к нижележащим. К примеру: контекст "человек" является частным по отношению к Я-концепции, но общим в отношении к расовому контексту, в свою очередь расовый контекст будет частным по отношению к контексту "человек", но общим по отношению к национальному контексту. Количество выявленных контекстов свидетельствует об объеме представлений у данного человека о себе и может быть предварительным показателем осознанности конструкции Я-концепции.
Предварительно можно выделить следующие контексты Я, включающие:
1. Оценочные самоописания. Например, плохой, хороший, добрый, злой.
2. Описания Я как тела. Я " это тело или часть тела. Я " это голова, грудь, сердце, мозг, рука и т.д. " упоминание частей тела, твердых и мягких тканей.
3. Описания Я как состояний и эмоций. Я " это моя тревога, радость, переживание, страхи и т.д.
4. Описание Я как мыслей. Я " это идеи, сомнения, проекты"
5. Описание Я как действий, поступков. Я " это достижения, мое дело.
6. Описание Я как ценностей Я " это честность, человеколюбие, преданность"
7. Описание Я как Предназначения.
В этой статье мы ограничимся предварительным обсуждением осознания связи контекстов с пространством физического тела.
Довольно часто при работе с людьми приходится сталкиваться, и, соответственно, обсуждать вопрос о локализации Я в теле. Поместить себя в тело, или, если сказать по-другому, совместить контур Я и контур физического тела для нормального, или условно нормального человека, оказывается, достаточно сложно. Хотя каждое из описаний Я связано с телом так, что можно обнаружить его соматическую проекцию. Скажем, "Я " замечательная" - правое плечо, глаз, ухо, кончик носа; "я " дура" - левая ягодица. При работе с пациентами есть простой способ идентифицировать эти проекции " нарисовать контур своего тела и цифрами обозначить, как на карте, где какое описание или определение себя локализовано, работает очень здорово.
Разумеется, может быть и такой вариант: "Я " все тело". И здесь следующий шаг " выяснить у человека, что такое, с его точки зрения, "все тело", входят ли в этот объем руки, ноги, голова. При более детальном опросе выясняются любопытные вещи. Первое, у многих людей " голова " не часть тела. Во время одной из работ в тюменском университете один студент вполне серьезно спросил: "А голова " это часть тела?" На ответ: "Да", он говорит: "А чем Вы докажете?". Второе, лицо " это не часть головы, тем более, лицо никакого отношения не имеет к черепу. Очень многие пациенты на прямой вопрос "Были у Вас черепно-мозговые травмы?", отвечают: "Нет", имея в виду под черепно-мозговыми травмами травмы волосистой части головы. На уточняющий вопрос: "По голове били?", он говорит: "Нет", "а по лицу?", он говорит: "Лопатой".
Это удивительная способность людей представлять свое тело организованным из разных не связанных друг с другом частей.
И одна из главных причин этого заключается в следующем - у человека в постпубертатном возрасте не складывается целостной схемы тела. В результате отсутствия целостного представления о собственном теле возникают парадоксальные ситуации. Спрашиваешь женщину на терапевтическом приеме: "Ты замужем?", она говорит: "Да", - "Какой частью? Какая часть тебя замужем?". Она говорит: "Голова, плечи, руки", - "А остальное?" Она говорит: "А остального брак не касается". Понятно, когда у женщины значительная часть тела замуж не вышла можно с большой вероятностью ожидать появление невротических или психосоматических проблем.
В рамках рассмотрения имеет смысл упомянуть элементы (объекты), входящие в Я-концепцию, но находящиеся вне тела. К ним относятся одушевленные (дети, родители, родственники, друзья, домашние животные) и неодушевленные объекты (личные вещи, посуда, мебель и т.д.). С каждым таким объектом у человека формируется отношение.

Фрагмент 1 "Соматические проекции контекстов"
Участница 1: Алексей, а если вот ни объектов, ни предметов нет, а есть функции?
А.Вовк: Это один из способов описания. "Я должна ухаживать за своими детьми" - это говорит о том, что данная функция плюс дети входят в Я-концепцию.
Участница 1: То есть функции олицетворяют?
А.Вовк: Да. Человека, объект или ситуацию, к которым направлено данное действие. При это ты же можешь использовать еще модальные операторы, сказать: "Я должна".
Участница 1: Да, тут обязанности дальше идут.
А.Вовк: То есть, мало того, что ты присваиваешь, ты делаешь некое действие по отношению к данному субъекту. А дальше там есть очень любопытный механизм, я не говорю о том, что у тебя конкретно этот механизм может работать, но с ним можно встретиться. Ты выбираешь себе объект, включаешь его в Я " концепцию, дальше выстраиваешь целую систему действий, которая дает знать этому объекту, что он часть тебя, то есть начинаешь или заботиться о нем или воспитывать и так далее. И - требуешь за это благодарности.
Участница 1: Ну, у меня функции как-то вот с работой связаны. Ну, я зарплату получаю, это да"
А.Вовк: Если ты ограничиваешься зарплатой". А с детьми там ситуация несколько другая. Ты говоришь этим детям "Я вас вырастила, вы мне по гроб жизни обязаны!" Дети делают, конечно, очень подлые вещи, они спрашивают у родителей "А кто тебя просил меня рожать?" Тут бедный родитель говорит "Заткнись! Ты мне стакан воды перед смертью не подашь!" " то есть ловят через чувство вины, и человек попался.
Очень хороший вопрос на неврологическом осмотре " "Вы болеете за" (кого-либо, что-либо, например, за своих детей, за дело)?" " Человек тебе говорит "Да". " Ты задаешь следующий вопрос " "Чем?" " И человек тебе рассказывает о соматической проекции того или иного контекста.
Участница 1: Оказывается, функции и обязанности на плечах повисли.
А.Вовк: Вполне возможен остеохондроз.
Участница 1: Так у меня он и есть.
А.Вовк: Я понимаю, что, не смотря на всю точность, такая диагностика имеет мало отношения к клинической диагностике, но в качестве фиксации образного содержания болезни она не бессмысленна.
Может ли данный конкретный человек проследить (это не значит, что это все могут сделать, это не значит, что это у всех сработает) связь своих заболеваний, в частности, хронических, с этими проекциями внешних объектов в собственное тело? Может ли найти эту связь? То, что она есть, это правда. Важным моментом является, отслеживаешь ты ее или нет. При этом важно иметь в виду следующее - если внешний объект вызывает у тебя внутренние искажения, и ты этот внешний объект убираешь просто из поля внимания, разводишься, например, при этом, не трансформируя у себя состояние внутри, через какое-то время ты найдешь себе человека ровно под твое искривление. И история повторится. Вам, наверное, случалось встречаться с историями, которые повторялись, и не раз. На очень простых примерах, это истории с друзьями. С друзьями повторяются одни и те же истории " были "не разлей вода", а потом оказалось, что он " "негодяй последний, и я опять остался один". Учительница Н., работающая в одной из школ, которую мы консультировали, прямо так и сказала, причем, не отдавая себе отчета: "Ну, вот, и здесь у меня повторилась та же самая история, которая у меня повторяется на протяжении последних двадцати лет". Вот это да! То есть, человек на самом деле описывал, что он наступает на грабли, и грабли бьют его по лбу, но при этом он выводов никаких не делает.
Если вы сталкиваетесь с историями, которые повторяются, это говорит о том, что внутри вас существует некая система искажений, которая заставляет эти истории опять случаться.
При этом заметьте " сюда входят не только одушевленные существа, но и предметы - такие вещи, как зубная щетка, чашечка, ложечка, машинка моя, место, звание.
Если перевести на человеческий язык, это вопрос о привязанностях.
Как вы даете знать разным объектам, о том, что они являются частью вас? Наверное, по-разному. Детям говорите: "а ну-ка, дети, придите в себя, вы же мои дети!" или "кто вас, вообще, родил? Сущее наказание". Здесь есть одна тонкая деталь. На эти объекты, которые вы включаете в свою Я-концепцию, живые или с неживые, могут быть другие претенденты. То есть, люди, которые данные объекты тоже включают в свою Я-концепцию. Простой вариант, У вас есть дети. И вы можете рассматривать этих детей как часть Я-концепции. (Если нет, значит, вы сильно продвинутые и тренированные родители.) Но, также у вас есть родители, для которых ваши дети " внуки. И у ваших родителей их внуки соответственно являются ИХ внуками. Это часть их Я-концепции. Следовательно, ваш ребенок " часть вас, то есть часть вашей Я-концепции и часть Я-концепции вашей мамы. Это интересная коллизия сама по себе. То есть один и тот же объект, находящийся вне пределов кожи, регулируется двумя добрыми леди. Ну, я не говорю о еще куче других добрых людей.
Кто еще претендует на ваши части? Отсюда берется конфликт типа: "Ты неправильно воспитываешь детей!". Когда другой человек, видя в этом ребенке часть себя, начинает вам доказывать, что вы неправильно относитесь к части его. Есть еще замечательные вещи. Через какое-то время подросшие ваши дети начинают рассматривать часть вашего гардероба как свою. У женщин девчонки часть косметики рассматривают так. Приходят и говорят: "давай косметику!", мама говорит: "Не дам! Жалко!". Ребенок обижается. А мама говорит: "Это моя! Моя помадка! Я тебе другую куплю!" Нормальный ребенок говорит: "Мне другая не нужна!".
Подобный анализ контекстов " это очень простой способ выявить наличие конфликтных зон. Например, на твоего ребенка претендуешь не только ты, но и твоя мать или теща (свекровь). Ребенок входит в структуру Я-концепции родителей, бабушек, дедушек и т.д. и каждый из них имеет свое представление об этом элементе Я. При этом ребенок в свою Я-концепцию включает образ Я и образы своих родителей, бабушек, дедушек и т.д. Самое потрясающее здесь то, что в Я включаются объекты окружающего мира, они являются не частью Не-Я-концепции, а частью Я-концепции.
Мало кто отказывается от своего. От своего права на обладание. При этом мало кто отдает себе отчет, что то, что находится за пределами поверхности, ограниченной твоей кожей, не является тобой.

Если есть свойство, есть граничные способы проявления данного свойства. Если есть контекст, всегда можно выйти на границу контекста. Любой контекст, с этой точки зрения " это ограниченность. Как в детской игре существуют "чурики", которые позволяют человеку выходить при определенных условиях за пределы правил игры, так и в контекстах должны существовать "чурики". Это то, что дает возможность человеку при определенных условиях, которые складываются в среде, не следовать правилам. То есть, переходить на кризисное управление.
Фрагмент 2 "Взаимодействие на границе контекста"
Участница 2: Это может быть не конкретная ситуация, а как бы накопление, чего-то копишь, копишь, а потом прорывается.
А.Вовк: Это один из вариантов. Понимаешь, что у тебя внутри стоит счетчик. Он не у меня стоит. Я с тобой общаюсь, общаюсь, а у тебя копится. А я с тобой общаюсь. А у тебя накопилось. А я не вижу. Я к тебе прихожу, говорю "Привет!", а ты мне говоришь: "Ах, ты, чтоб вам пусто было!"
Участница 2: Нет, надо сказать "Привет!" определенным образом.
А.Вовк: Ну, конечно, я могу сказать "Привет!" не тем тоном. Дело заключается в следующем - то, что ты сейчас озвучиваешь, на самом деле, работает у каждого нормального человека. У нас есть счетчик внутри, это точно. В свое время Эрик Берн назвал это "счетчиком коричневых марок". Человек коллекционирует коричневые марки, когда у него количество коричневых марок, то есть негатива внутри, превышает определенное граничное значение, он разряжается: "Ребята, ну, вообще, нельзя же так себя вести!", а ребята говорят: "А мы вели себя так, как раньше!". Помните, детские шалости " ребенок шалит себе и шалит, он же не знает, что у матери копится внутри, но когда мать не выдерживает и говорит "Не надо!", он говорит: "Понял!"
Участница 4: Копится-то в одном месте, а срываешься-то чаще всего в узком кругу.
А.Вовк: Точно. Копится здесь, внутри, а получают окружающие. Это известно. Копится, предположим, на работе, а срываешься, где придется. Фокус заключается в следующем. Мы не ждем контекста для срыва. В момент срыва происходят "чурики". Замечали? Что когда вас достало, вы говорите: "Меня все достало!". Причем, говорите в том месте, где достало. Не обязательно, ты, действительно, права, бежать на работу в поздний час, потому что достало на работе, и орать "Достало!".
Участница 4: На работе редко и достает кого. Донесут до дома, или до магазина, может быть, или еще куда-нибудь, где сорваться можно.
А.Вовк: Конечно. А вот здесь есть еще один вопрос, на который точно можно ответить " есть ли у вас любимые места срыва? Это первое, и второе " есть ли у вас любимый объект? При этом заметьте следующую вещь, что есть тренированные объекты. В боксе это называется спарринг-партнер. Тренированный объект знает, что его сейчас будут тузить.
Одна пациентка мне рассказывала о том, что раз в месяц у нее происходило вот это накопление. Так она говорит: "И я чувствую, что я начинаю заводиться, (она жила на третьем этаже) где-то между вторым и третьим этажом". И когда она открывала дверь, ее не встречала ни дочка, ни собака. Эти две умные твари знали, что надо скрываться от этой женщины в этот момент. Собака была где-то далеко под диваном, а дочка сидела в своей комнате. Причем, это происходило (мы точно с ней вычислили дни, когда это происходило) во вторник, среду или четверг. Это никогда не происходило ни в пятницу, ни в субботу, ни в воскресенье, ни в понедельник. И было гарантировано, что дома одна только дочка, старшая дочка " ни мужа, ни младшей дочки дома нет. И эта женщина дальше рассказывала следующую стратегию реализации в этом контексте накопления. Она приходила домой и видела, что собака спряталась, дочка не выглядывает, и у нее начиналось внутреннее нарастание раздражения. Она шла по заповедным местам, которые знает каждая отдельная женщина, где у нее были недоделки какие-то в течение месяца. Она проходила по всей квартире, и последняя точка, куда она приходила, была дочь. И дальше происходил взрыв. Эта женщина кричала своей дочери: "Тунеядка! Расселась здесь! А квартира не убрана!". И еще тридцать секунд проводили политико-воспитательную работу. Она упиралась в косяк, наверное, чтобы не снесло во время крика, бедная девочка сидела, вжавшись в кресло, пока мать кричала. И она (эта женщина) говорит: "И дальше мы с ней за полтора часа убирали всю квартиру, садились пить чай, и я просила у дочки прощения". Дочка говорит: "Да, ничего, мама. Мы" (к твоим придурям)" уже привыкли".
И эта дама обратилась ко мне за консультацией по поводу того, что у нее плохие отношения с дочерью. Когда мы начали выяснять, этих плохих взаимоотношений " тридцать секунд в месяц.... Когда мы разбирали, что она такого делает. она говорит: "Ты знаешь, я живу постоянно по заведенному кругу, и нет вот этого ощущения спонтанности, которое было у меня в юности, когда я все делала легко и свободно". Выяснилось, что ничего, кроме как эту уборку она не делает легко и свободно. У них заведена еженедельная уборка в воскресенье, но она говорит: "Она рутинная, эта воскресная уборка. А вот за эти полтора часа я сбрасываю свой возраст (а женщине было 35 лет) до пятнадцати лет!" То есть, в этот момент взрыва у нее происходит омоложение"
Она говорит "Я же знаю, что я своей дочери говорю вещи, которые несправедливы. Она же не тунеядка". Я предложил этой даме на консультации: "Ты сделай следующим образом, когда в следующий раз у тебя накопится, доходишь до косяка, и орешь: "Доченька! Уборка помещения! Готовность пятнадцать секунд!". Те же тридцать секунд орешь, не называя ее бранными словами". У нее получилось. А доченька так обрадовалась, говорит: "Да, да, мама, сейчас!". Она и раньше-то, когда та кричала "Тунеядка!", уже с готовностью бросала книжку, которую читала.
У каждого человека существуют устойчивые шаблоны такой реализации накопления. И, заметьте, что нужные люди, вот чем хороши наши родственники, всегда вовремя оказываются в нужном месте. То есть, как только ты хватаешь скалку, тут же чей-то лоб. Промахнуться невозможно, он сам идет на выстрел. Они поэтому наши родственники. Если бы у них ума было побольше, они бы не были нашими родственниками.
Один из важных моментов, когда мы можем отменить весь свой интеллигентный гуманизм. То есть, существуют такие контекстуальные "чурики", которые дают возможность нам при определенных условиях не следовать правилам. И каждый из нас может сформулировать вот этот вот небольшой набор отмены. Это могут быть ситуации усталости, болезни, перегрузки. Почему происходит это накопление? Потому, что у нас существуют контекстуальные ограничения. Мы знаем, например, что мы интеллигентные люди, мы не можем так ответить" в общественном транспорте, и так далее.
Итак, что должно произойти в среде, чтобы у вас произошел срыв? Это один вопрос. И второй вопрос " как вы накапливаете? То есть, принципы сортировки.
Если перейти к более точному описанию, это наши зоны важности. Например, "я значимый человек " на меня нельзя кричать" матом", "я умный человек " меня нельзя держать за дурака", и как только я думаю, что вы держите меня за дурака, я вам рано или поздно об этом сообщу. Сетью для ловли всевозможной мути из окружающей среды является Я-концепция. Если бы этого не было, ничего бы не было. Вы понимаете, сигнал бы через нас проходил, и нигде бы не резонировал. Он затрагивает, так называемые, струны нашей души.

Фрагмент 3 "Трансформация Я-концепции при вхождении в новый контекст"
Участница 3: Я про замужество - если все есть, кроме чего-то внутри?
А.Вовк: А что, ты можешь определить?
Участница 3: Вот не могу, вот внутри, в районе грудной клетки"
Е.Вовк: А как ты это вообще назвала, сначала?
Участница 3: Шарик.
Е.Вовк: Нет, а до этого?
Участница 3: Место, точка.
Е.Вовк: До этого еще. Ты же сказала "это я".
Участница 3: Я говорю, это часть Я-концепции, той, которая я не совсем по новой фамилии. То есть, то, как бы в которой я Иванова. Которая я не Сидорова, которая я Иванова.
А.Вовк: То есть, это тот партизан, который не вышел замуж.
Участница 3: Да, да, да, да. Он не отдастся ни за что.
А.Вовк: Тогда к тебе вот какой вопрос. Опиши, пожалуйста, что это за Я там осталось.
Участница 3: А это Я, которое не зависит ни от кого.
А.Вовк: Я понимаю. Ты можешь дать его описание там же, на листочке бумажки, там, где ты описывала и асе остальное.
Участница 3: Я говорю, это ни от кого и ни от чего не зависящее.
А.Вовк: У него свойства какие-то есть? Ты же назвала, по крайней мере, фамилию этой штуки.
Участница 3: Да-а.
А.Вовк: Значит, у нее должны быть свойства. Ты смогла провести идентификацию, какие свойства Ивановой остались не задействованы?
Участница 3: Я не могу.
А.Вовк: Я понимаю, что сейчас нет. Как хочешь.
У меня теперь вопрос к дамам - скажите мне, пожалуйста, есть ли у вас рудименты девичьей личности? У мужчин проще, потому что мужчины в большинстве своем фамилию не меняют. Смена фамилии " это переход из контекста в контекст.
Участница 4: Вот эти рудименты у человека недавно появились, а у меня, например, на двенадцатом году семейной жизни что-то мне жалко свою фамилию стало, что я ее сменила.
Участница 3: Нет, у меня не недавно. У меня, наоборот, это все уменьшалось, уменьшалось"
А.Вовк: У нее этот партизан сжимался, сжимался, пока не дошел до сухого осадка. А вот если я у тебя спрошу, Лена, ты кто " Иванова или Сидорова?
Участница 3: Сейчас? Я" Сидорова. В основном.
А.Вовк: Уберем время. Время убираем.
Участница 3: Время " это очень существенно.
А.Вовк: Для определения этого время " незначимо. Ты кто?
Участница 3: "Сидорова.
А.Вовк: "сейчас. Я тебе задаю еще раз вопрос. Ты кто?
Участница 3: Нет, ну я и то, и другое.
А.Вовк: Хороший ответ. Видите, всего два вопроса, а какие ответы получаются! Я задаю третий раз вопрос. Помните, как в сказках " приходят там три раза и спрашивают. Ты кто? Ты Иванова, ставшая Сидоровой или Сидорова, в которой остался кусок Иванова?
Участница 3: Сидорова, в которой остался кусок Ивановой
А.Вовк: Ты кто?
Участница 3: Я точно знаю, потому что когда мы стали описывать Я-концепцию, я написала не фамилию, а имя, я " Лена.
А.Вовк: Действительно, Лена " это нечто более общее по сравнению с двумя этими фамилиями.
Участница 3: Да.
А.Вовк: А Лена где?
Участница 3: Вся тут, вся в теле. Это все, и тут и там.
А.Вовк: Хорошо, хорошо. Так вот вопрос, который появился, благодаря Лене. Осталось ли в вас, то есть в теле, что-либо, что можно обозначить девичье фамилией, и нельзя обозначить нынешней? Остались ли в теле куски, которые замуж не вышли? Причем, вот здесь Лена еще точно указала на временную динамику. Это уменьшалось, да? Хотя, на самом деле, возможны варианты. То есть, вначале не замечала, а вдруг как началось спустя двенадцать лет " неполный, но цикл. Пожалуйста, отметьте у себя такую вещь, есть ли это внутри контекста? Если нет, то нет. Там бывает такая вещь " как выйдешь замуж, так и все. Эта важная вещь заключается в следующем.
При смене контекста мы совершаем цельный ход, то есть у нас не возникает внутреннего раздвоения. Вот и все. Скажем, когда ты закрываешь за собой дверь, ты ее закрываешь. Когда ты переходишь с одного места работы на другое, ты по старому месту работы не грустишь. У тебя там могут оставаться друзья, все, что угодно, но у тебя отсутствуют эмоциональные переживания. Это очень важное качество, которое реально не присуще гражданам, - это способность переходить из одного объема в другой, не затаскивая с собой часть прошлого объема. Откуда семейные конфликты берутся? Только из-за наших представлений. Для меня правильная семейная жизнь " это так, для жены " этак, и хорошо, если есть какие-либо точки пересечения. Дальше происходит процесс, который называется создание разделенной реальности или притирка. И понятно, в этом процессе принимают участие "партизаны". Эти "партизаны" " это мои родители и родители моей жены. Если с ними не уговориться сразу, они под благовидными предлогами, а благовидные предлоги всякие " помочь, за детьми посмотреть, например, будут тихими ужами проникать к вам на территорию, в ваши контексты и отстаивать свои представления об этих контекстах. Как сказал мой пациент: "Вы сами понимаете, что моя мамочка моей жене даст знать, чтобы та любила меня правильно, а мамочка моей жены мне что-нибудь объяснит про любовь к ее дочери"". Все это основа человеческих отношений.
Один из существенных моментов взаимодействия с контекстом " способность человека мгновенно переходить из контекста в контекст. К сожалению, этим искусством владеют очень не многие. Мы, по сути своей, являемся связанными существами и имеем способность переносить и смешивать разные контексты. Отсюда и возможность накопить в одном месте, а отреагировать в другом.

Исходя из представления, что Я есть сумма описаний (контекстов), мы обнаруживаем тесную связь Я-концепции с телом, при этом описания самого тела встраиваются в образ Я. Соответственно, значимые изменения в структуре Я приводят к соматическим реакциям.
Исследование контекстов Я-концепции дают автору основания полагать, что выдвинутая гипотеза о том, что контекст осознаются в зоне границы, находит предварительное подтверждение. Однако эта тема далеко не исчерпана, в частности, предстоит найти подходы к исследованию пространственно-временной структуры Я-концепции как системы контекстов.

Литература
1. Зеленский В. В. Аналитическая психология. Словарь (с английскими и немецкими эквивалентами). " СПб.: Б.С.К., 1996. " 324 с.
2. Словарь иностранных слов. Под ред. И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова. " М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954 " 855 с.
3. Стюарт Я. Концепции современной математики. /Пер. с англ. Н. И. Плужниковой и Г. М. Цукерман. " Мн.: Высш. школа, 1980. " 384 с.

1997 г.

18.09.2000
(опубликована на сервере 18.09.2000)


Комментарии к материалу


Новая реплика


Гость 14.09.05 07:45
Заголовок:
Текст:

Ник:  Пароль:  
Новый пользователь


<>
<>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть