"ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ" "Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.
Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика..."
Александр ШУБИН "КИТЕЖ. Социальная "утопия" в действии." Тема альтернативных поселений. Дискуссионный материал об общине «Китеж» в Калужской области. "Наша цель - это построение некоего острова, некоей общности, которая самим своим существованием служила бы своего рода питательной средой для того, чтобы ребенок, попадая в нее, обретал новые качества. Это не просто школа. Школа учит наукам. Знания - это не первая задача Учителя. Первая - это личность. Создание личности, которая сама может накапливать знания, знает, как их применять и зачем. Такое сообщество не может существовать на основе привычных нам "норм общежития".
[Системы воспитания]
[24.01.01]
ВОСПИТАНИЕ НАБОКОВА (А. Романова, С. Юрьев) «Балуйте детей побольше, господа, вы не знаете, что их ожидает!» Эту формулу счастливого детства вывел уже в зрелом возрасте Владимир Набоков, классик русской и американской литератур, проверивший ее всей своей жизнью. Мучитель гувернанток, англо-, франко-, русскоговорящий барчук на красном кожаном сиденье первого в России автомобиля, он упорно шел через нищету и мрак безвестности двух эмиграций с детским марлевым сачком, шахматной доской, словарями Даля и Уэбстера. И стал известным энтомологом, маститым композитором шахматных задач, изобретателем письма, так непохожего на все прежде читанное нами по-русски и ими по-английски (если верить Джону Апдайку). Но самое удивительное: от всех нападок века-волкодава Набоков упорно заслонялся пресловутыми family values. «I had the best childhood imaginable», - восклицал писатель на двух языках, чем вознес авторитет своих родителей на недосягаемую педагогическую высоту. Но благородные родители его - увы! - методических пособий не оставили. Зато все книги сына - россыпи уникального педагогического наследия. И нет более впечатляющей воспитательной литературы.