|
Третий код, три части психики: две внутри, одна снаружи Как назвать те структуры, которые мы создаем вокруг себя, чтобы они структурировали и удерживали память-внимание (то бишь сознание)? Заметки? Зацепки? Внешнее сознание? Выкидыши из головы? Да-да, это именно об этом пишут в GTD ( Немногие люди могут концентрироваться на одной теме более двух минут без какой-либо вспомогательной структуры, инструмента или волшебной кнопки. Возьмите любой крупный проект, над которым вы сейчас работаете, и постарайтесь не думать ни о чем более в течение 60 секунд. Это довольно трудно, если вы не вооружены ручкой и бумагой и не используете те «когнитивные артефакты» как якоря для ваших идей. Тогда вы сможете работать над проектом часами. Я пришел к выводу, что эти "когнитивные артефакты" -- модели! Конечно, можно играть в шахматы "по памяти", даже давая сеанс одновременной игры. Можно свято верить в то, что нужный ход подсознание а) подскажет, б) подскажет вовремя. Но проще размышлять о шахматной партии над доской или диаграммой, пока вы не гроссмейстер. А вероятность того, что вы не гроссмейстер и никогда им не станете, весьма велика. Поэтому ключом к созданию чего-то большого и красивого (даже не обязательно красивого, но хотя бы большого и приемлемого) является зафиксированная вовне мозгов модель. Если сознание -- это всадник, а бессознательное -- это лошадь, то модель -- это дорога. Всадник направляет лошадь, выбирая дорогу. А затем лошадь может бежать по дороге и сама, бессознательное этому научается. Но пока дорога лошади незнакома, лучше бы всадник не спускал глаз с дороги. * * * Примеры инструментария, который загоняет в высокопродуктивное состояние сосредоточенного раздумья (или бездумья, смотря что задано): * MindManager -- моделирование произвольных ситуаций * схемы методологов -- моделирование оргдеятельностных ситуаций * чертежи -- моделирование технических систем * заметки -- моделирование произвольных ситуаций * система GTD -- моделирование собственной активности (планирование, программирование) * мандала и игра Алфавит -- специально сконструированные "пустые модели" для (рас)сосредоточения как такового, курс езды по бездорожью. * * * Новый код -- это про партнерство всадника и лошади, сознания и бессознательного. Третий код -- это (embrace and enfold) про триединство всадника, лошади и дороги. Сознания, бессознательного и когнитивного артефакта - модели. Третий код -- это техники использования моделей, как средств а) самосовершенствования, б) коммуникации. Я - это не только моя биологическая тушка, но и мои когнитивные артефакты, заметки-модели. Отнимите у меня мои модели, и я буду чувствовать себя так же, как шахматист, у которого забрали доску, художник, у которого забрали холст и кисти, пианист, у которого забрали рояль. Конечно, можно при этом самосовершенствоваться, уставившись в пупок ("шахматы по памяти"), но зачем нам этот мазохизм? Вместо многолетних тренировок по телепатии много правильней использовать телефон. * * * Мы продолжим заниматься моделированием человеческого экселенса. Но в зону нашего внимания попадут и внешние модели ("когнитивные артефакты"), которыми пользуются гении. Конечно, там модели до самого низа... 13.06.2006
(опубликована на сервере 13.06.2006) Комментарии к материалуНовая реплика |
<> <> |
|
(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006 center@humans.ru |
Программное обеспечение и хостинг |