Владислав Лебедько
Архетипические особенности проявления Мужского и Женского начал (Первые шаги Структурной Алхимии).
"Жизнь - всегда стремление к большему, для
грубого ли лавочника, для изысканного ли мистика"
(Дж.Фаулз "Волхв")
Введение
Любое взаимодействие человека с другими людьми и с миром строится на основе особенностей его внутренней структуры. Деформации внутренней структуры при этом играют существенную роль, закрывая ресурсы для гармоничных отношений и реализации внутреннего потенциала. Знание подобных деформаций и умение их корректировать несомненно важно для пути индивидуации человека. Возможны различные системы координат, позволяющие работать с разными деформациями внутренней структуры. Далее, исследуя этот вопрос, я буду опираться на систему координат, позволяющую рассматривать структуру человека, представленную во всей совокупности противоположностей, - которая отражена, прежде всего, в основных противоположностях: Мужского и Женского.
Такую систему координат я подобрал в процессе исследований и работы с "потоками сознания", имеющими пересечение с архетипами коллективного бессознательного (К.Г.Юнг) и арканными субстанциями (Алхимия). Такая система координат представляет из себя ортогональный базис из трех осей, так что любое состояние человека в его взаимодействии с другими людьми может быть представлено точкой или некой областью в этом базисе. Конкретный мужчина или женщина может быть представлен, как полупространство, описываемое пятью координатами: АНИМА, АДАМ, ЕВА, ЦАРЬ, ЦАРИЦА (мужчина) и АНИМУС, АДАМ, ЕВА, ЦАРЬ, ЦАРИЦА (женщина). Деформации именно этих архетипических фигур (или арканных субстанций), задающих нашу систему координат, будут рассмотрены далее. Я кратко опишу процедуры снятия соответствующих деформаций. Также я покажу, что, при условии снятия ранее упомянутых деформаций, Юнговский бинер АНИМА-АНИМУС, будучи дополненным квартенером АДАМ - ЕВА, ЦАРЬ - ЦАРИЦА описывает пространство САМОСТИ (тождественное в Алхимии "Камню", т.е. ляпису - Христу), конечно, если человеку удается осознать в себе еще одну арканную субстанцию - JOKER, свободно перемещающуюся в описанной системе координат.
В качестве теоретического материала я буду далее опираться на работы К.Г.Юнга "Психология и Алхимия" и "Mysterium Coniunctionis (Таинство Воссоединения)", В.Томберга "Медитации на Таро: путешествие к истокам христианского герметизма", Р.Генона "Очерки о традиции и метафизике", Н.Фламмеля "Книга Прачек", а в качестве практического материала на опыт работы над собой, а также индивидуальное консультирование и работу с группами.
Противоположности и выбор системы координат
Согласно Юнгу, факторы, которые вступают во взаимодействие, рассматриваются, как противоположности, либо враждебно противостоящие друг другу, либо притягивающиеся любовью. С самого начала они двойственны; например противоположности влажный/сухой, холодный/теплый, верхний/нижний, душа/тело, небо/земля, огонь/вода, активный/пассивный, дорогой/дешевый, добро/зло, открытый/скрытый, восток/запад, живой/мертвый, мужской/женский, Солнце/Луна... Часто полярность располагают в виде четвериц - квартернеров, где элементы противостоят друг другу попарно, например, четыре элемента с четырьмя качествами (влага, сухость, холод, тепло), образуя, таким образом, крест, как эмблему четырех элементов и символ подлунного физического мира...
Очень часто противоположности мужского и женского начал персонифицируются в Алхимии, как ЦАРЬ - ЦАРИЦА и АДАМ - ЕВА, которые являются не просто метафорами, а реальными архетипическими фигурами или, иначе, арканными субстанциями. Я возьму этот квартенер за основу. Далее я выдвигаю гипотезу (которая прошла неоднократную практическую проверку) о том, что если этот квартенер дополнить персонифицированными архетипическими фигурами АНИМЫ (женская составляющая в бессознательном мужчины) и АНИМУС (мужская составляющая в бессознательном женщины), то мы получим координатную систему, полностью описывающую индивидуальность человека, где любое состояние его во взаимодействии с другими людьми можно представить, как некую область в данной системе координат.
Если принять во внимание, что в неискаженной индивидуальности мужчины доминируют фигуры АДАМА и ЦАРЯ, а у женщины ЕВЫ и ЦАРИЦЫ, то приведенное изображение будет тождественно объемному символу ИНЬ-ЯН.
Характеристики арканных субстанций
Каждая из перечисленных арканных субстанций проявляется через разнообразный ряд характеристик, неся в себе, в том числе, всевозможные противоположности. Эти противоположные проявления лежат по ту сторону морали и понятий хорошего и плохого. Они просто, в некотором приближении, описывают то, через что проявляется та или иная арканная субстанция (сама по себе она не имеет характеристик, будучи чистой энергией - лишь ее проявления). Я приведу некоторые характеристики для каждой арканной субстанции (список далеко не полон и приблизителен):
АНИМА: нежность, чувствительность, мягкость, добросердечие, хрупкость, стремление к тайне, чистота, наивность, бережливость, суеверность, ранимость, кокетливость, гибкость, уступчивость, лиричность, возвышенность, легкомыслие, душевность, милосердие, непосредственность...
АНИМУС: упорство, решительность, стремление к познанию, независимость, целеустремлённость, настойчивость, экспансивность, активность, выдержка, самообладание, рациональность, стремительность, жизнестойкость, сила, напористость, грубость, сила духа, смелость, настойчивость, стратегичность, строгость, уверенность, рациональность...
АДАМ: праотец, основательность, страстность, напористость, собственничество, изобретательность, консерватизм, категоричность, прямолинейность, заботливость, завоеватель, охотник, сила, мужество, исследователь, смирение, ведущий, защитник, добытчик, увлечённость, соперничество, устремлённость, аскетизм, агрессия...
ЕВА: праматерь, обольщение, эксгибиционизм, стихийность, изменчивость, любопытство, лёгкость, обворожительность, жертвенность, преданность, привязчивость, импульсивность, терпимость, чувственность, открытость, доверчивость, страстность, слабость, безрассудство, красота, эротичность, невинность, иррациональность, легкомыслие, доступность.
ЦАРЬ: авторитет, уверенность, жесткость, твёрдость, категоричность, успешность, гордость, прагматизм, расчётливость, авторитарность, экспансивность, меценатство, амбициозность, законность, абсолютизм, догматизм, мудрость, правдивость, патриотизм, благородство, целеустремлённость, независимость, возвышенность, красноречивость, самообладание, образованность, харизматичность, хозяйственность.
ЦАРИЦА властность, возвышенность, избранность, голубая кровь, самолюбование, милосердие, тщеславие, кастовость, стремление к контролю, избирательность, статность, покровительство, щедрость, заботливость, благодетельность, восторженность, тактичность, мягкость, вкрадчивость...
Стоит выделить, что АДАМ и ЕВА представляют по большей части, иррациональный, хтонический полюс квартернера, а ЦАРЬ и ЦАРИЦА - то, что присуще эго, особенно социальный статус. Ярко проявленная ЕВА "сводит с ума" представителей противоположного пола, - это иррациональная сила пола. АДАМ дает основательность, в частности, будучи проявленным в мужчине он делает его "настоящим мужиком". Ярко проявленный ЦАРЬ обеспечивает человеку авторитет в группе, коллективе, статус, а ЦАРИЦА добавляет силу власти...
Проявление арканных субстанций и появление деформаций
В гармоничной индивидуальности хорошо проявлены и "выходят на арену" в адекватной ситуации, а также хорошо взаимосвязаны между собой все пять арканных субстанций, с учетом вышеназванного преобладания АДАМА и ЦАРЯ у мужчины и ЕВЫ и ЦАРИЦЫ у женщины. В реальной жизни у подавляющего числа людей мы можем встретить те или иные искажения проявлений некоторых арканных субстанций, что ведет к деформациям в осознавании и поведении, в частности, в отношениях с противоположным полом. Причиной тому служит факт, что на пути проявления арканных субстанций в конкретном человеке стоят различные блокировки имеющие кармические, генетические, перинатальные, воспитательные, травматические и иные причины.
Первым шагом в исследовании собственной структуры и ее деформаций является нахождение Процедуры, применив которую, исследователь обретет реальный (не умозрительный, а "переживательный") доступ к проявлениям своих арканных субстанций в том виде, в каком они у него присутствуют.
Процедура эта существует и я не буду ее подробно описывать, ибо она передается лишь через живой контакт. Замечу лишь, что необходимо два фактора: 1) Инициатор (консультант, ведущий) должен "иметь доступ" к некому определенному "потоку сознания"; 2) Инициируемый (ученик, исследователь) должен быть обучен инициатором удерживать определенное качество внимания (это не сложно и в "групповом поле" обучение данному качеству внимания, достаточному для Процедуры, занимает всего несколько часов).
При соблюдении двух этих условий, исследователь может начать "видеть лики" интересующих его арканных субстанций, входить в их образ и говорить от их имени (часто неожиданную информацию или то, что предчувствовалось интуитивно, но ранее не было вербализовано). При несоблюдении любого из двух перечисленных условий и попытки действовать через техники, например, гештальттерапии и т.п., результаты будут поверхностными и более умозрительными, нежели реальными. Это справедливо только лишь потому, что мы в данном случае имеем дело не с метафорами или субличностями, но с проявлениями очень глубинного пласта - арканных субстанций.
(Еще одно отличие от работы с субличностями: субличности имеют контекст, в котором их деформации проявлены отчетливо и контексты, где деформаций нет или почти нет. Иначе обстоит дело с арканными субстанциями. Деформации структуры: АНИМА (АНИМУС) - АДАМ - ЕВА - ЦАРЬ - ЦАРИЦА присутствуют практически во всех проявлениях данного человека, составляя своеобразный глубинный "каркас" его поведения, отклонения от которого могут происходить лишь в исключительных ситуациях, создающих общую энергетическую "встряску" всей структуры)
В результате Процедуры исследователь получает информацию о своих глубинных структурных деформациях.
Структурные деформации
В этом параграфе я приведу основные, наиболее часто встречающиеся структурные деформации проявлений арканных субстанций. В ряде случаев будут добавлены примеры того, как эти деформации проявляются в жизни человека, в его поведении и общении.
1) Деформации, которые относятся ко всем фигурам (для краткости изложения я привожу лишь часть примеров, не охватывая и малой доли полного спектра - думающий читатель легко может привести собственные примеры):
- Подавленность (заблокированность проявлений) всех фигур. Пример человека с подобной деформацией - "бледная, тусклая" личность с блеклой судьбой. "Серая мышь".
- Жесткое доминирование одной или двух фигур. Человек с такой структурой проявляется однобоко (хотя и с возможностью играть при этом разные роли в этом проявлении). Жестко доминирующая ЕВА дает "жрецов и жриц любви", умеющих увлекать (чего стоит один только пьянящий "взгляд ЕВЫ"!), непостоянных и ветреных. Жестко доминирующий АДАМ - пример человека, стремящегося к природной первобытности, иногда уединенности (пахаря, охотника, геолога, егеря, путешественника, женщина - "хранительница очага", домохозяйка, но не более). "Крепкие мужики" и столь же "крепкие бабы", социально не проявляющиеся. Доминирующий ЦАРЬ - авторитарная, как правило социально ярко выраженная личность (при этом могут хромать семейные, творческие и иные проявления). Доминирующая АНИМА - человек широкой и щедрой души (но, как правило, плохо приспособленный к социальной и природной жизни)...
- Полное вытеснение одной или нескольких фигур. Вытесненная ЕВА - сексуальная (и не только сексуальная) непривлекательность (даже при хороших физических данных) и нереализованность. Вытесненный АДАМ - задавленный в мужчине мужик (во всех отношениях) и отсутствие хозяйки в женщине. Вытесненный ЦАРЬ - человек, не способный снискать авторитет, а при вытеснении ЦАРИЦЫ - почти полная неудача с социальным статусом. Вытесненная АНИМА - человек бездушный, черствый, неспособный к проявлениям любви, заботы, нежности...
- Преобладание у мужчины доминанты женских фигур, а у женщины, наоборот, мужских. Это приводит к чрезмерно женственным мужчинам и мужественным женщинам (плюс особенности, в зависимости от того, какая именно фигура преобладает).
- Разобщенность фигур, отсутствие связи и контакта между ними. Возможно даже проявление враждебности одной фигуры к другой. Как правило, такие деформации проявляются уже в серьезных невротических и даже психотических нарушениях поведения, а также в серьезнейших проблемах в общении.
- Незрелость (несоответствие паспортному возрасту - недоразвитие) той или иной фигуры. Например у взрослого человека может быть АДАМ, ЕВА, ЦАРЬ или ЦАРИЦА - "подростки", что проявляется в незрелости поведения именно в том аспекте проявлений, которая соответствует именно данной фигуре, - остальная личность может быть вполне развитой (и даже умудренной - когда, например при незрелом АДАМЕ присутствует опытный и зрелый ЦАРЬ). Проявления этого вида дефектов довольно многочисленны и разнообразны и ведут к самым разнообразным проблемам в общении (особенно с лицами противоположного пола) и в навыках семейной жизни (семьи таких людей исключительно некрепки).
- Преждевременная старость (прежде всего, это относится к АДАМУ и ЕВЕ), что дает преждевременное угасание соответствующих функций.
- Контаминация фигур (загрязнение "чистого" проявления арканной субстанции определенной схемой тех или иных жестких убеждений или стереотипов поведения). Описание данной деформации потребует отдельной развернутой статьи, поэтому здесь я ограничусь лишь обозначением этого дефекта.
2) Конфликт личности с арканными субстанциями.
- Не принятие в себе арканной субстанции такой, как она есть (страх перед ее проявлениями, враждебность к ней, ненависть). Не принимая в себе арканную субстанцию именно такой, какая она есть, мы не даем ей шанса исправиться, развиться, стать адекватной. В жизни человека такой конфликт проявляется через массу невротических симптомов, страхов (фобий), депрессий, ненависти к себе и проблем в общении.
- Не удовлетворение потребностей фигур. Основная их потребность, это, как правило, проявление в адекватной ситуации. К тому же существует и ряд специфических потребностей у каждой фигуры, узнать о которых можно, наладив контакт с ними (с помощью описанной выше Процедуры).
- Игнорирование фигур. Существует множество способов игнорирования. Они связаны с описанной мной в статье "Мотивация. Творчество. Предназначение." так называемой "Лестницей мотивации", к которой я и отсылаю читателя.
Можно себе представить, какое богатое разнообразие сюжетов мы имеем, рассматривая с данной позиции взаимодействие людей с различными структурными дефектами (особенно это ярко видно во взаимодействии мужчин и женщин друг с другом, в семьях и т.д.) Но важно другое - предложенная система координат дает нам очень удобный и адекватный механизм коррекции патологии взаимоотношений.
Коррекция (Процедура Делания)
В моей практике основная Процедура Делания, это так называемый Магический Театр, кратко описанный мной в статье "Драматургия и режиссура жизненного Пути". За последний год, в связи с более глубоким проникновением в "поток сознания", связанный со Структурной Алхимией, Магический Театр существенно изменился и дополнился. Появляется возможность непосредственно в Магическом Театре работать с различной алхимической символикой и благодаря возможности доступа к арканным субстанциям (не только в той системе координат, которая описана выше, но и с такими арканными субстанциями, как Ртуть, Сера, Соль, Меркурий, Солнце, Луна - в различных динамических режимах) осуществлять различные стадии того, что в Алхимии известно под названием Великое Делание. Естественно, однократное участие в Магическом Театре не решит все проблемы, не уберет все деформации, но регулярное или периодическое участие в этой процедуре на протяжении определенного времени (которое зависит от задачи - избавиться от симптоматики недолго, гораздо дольше - встать на путь индивидуации), подкрепленное регулярной самостоятельной практикой самовоспитания, молитвенным деланием, практикой созерцания и углубления контакта с "внутренним учителем" и, главное, намерением, - приносит ощутимые плоды...
В связи со всем, что описано выше - информация о семинаре: "Особенности Мужских и Женских сюжетов и архетипических фигур" (Исследование и коррекция собственных АНИМЫ - АНИМУСА, АДАМА - ЕВЫ, ЦАРЯ - ЦАРИЦЫ) - в С,Петербурге состоится 19-20 апреля 2003 г. Следующий семинар на эту тему в С.Петербурге - в июне 2003г. Справки по vll@mail.ru и (812) 186-23-20, (812)954-00-56
Примеры структурных деформаций арканных субстанций в образах классической драматургии
Для некоторой наглядности, а также для связи рассматриваемой в данной статье темы с предшествующей ей работой "Драматургия и режиссура жизненного Пути", можно привести несколько примеров из классической литературы, которые иллюстрируют те или иные деформации арканных субстанций, которые и являются основной причиной драматического сюжета.
Рассмотрим несколько классических пьес и их главных героев:
А.П.Чехов "Чайка": Аркадина - пример жестко доминирующей ЦАРИЦЫ, менее сильного, контаминированного ЦАРЯ и контаминированного АНИМУСА, подавленный АДАМ. Треплев - слабость ЦАРЯ, незрелость АДАМА. Тригорин - в относительной норме АНИМА, ЦАРЬ и ЕВА, подавлены АДАМ и ЦАРИЦА.
А.П.Чехов "Пьеса без названия": Платонов - пример сильного конфликта ЦАРЯ с АДАМОМ, ЕВОЙ и ЦАРИЦЕЙ.
А.П.Чехов "Три сестры": У старшей сестры Ольги подавлена ЕВА, чуть в меньшей степени она и АДАМ подавлены у младшей - Ирины. У Маши ЕВА в относительной норме, но подавлены ЦАРИЦА и ЦАРЬ. У Андрея незрелая ЕВА, подавлена ЦАРИЦА. У Наташи - жестко доминирующая ЦАРИЦА.
А.П.Чехов: "Дядя Ваня": Астров - доминирующий АДАМ, контаминирована ЦАРИЦА. Войницев (дядя Ваня) - подавлены почти все фигуры. Елена Андреевна - на фоне развитой ЕВЫ, подавлена ЦАРСКАЯ чета. Соня - состарившаяся ЕВА.
А.Н.Островский "Бесприданница": Карандышев - незрелый АДАМ. Кнуров - жестко доминирующий ЦАРЬ. Паратов - доминирующие ЦАРЬ и АДАМ. Лариса - конфликт ЕВЫ и ЦАРИЦЫ, при их проявленности.
И.В.Гете "Фауст": Фауст - хорошо проявленная ЦАРСКАЯ чета и АНИМА при подавленности АДАМА и ЕВЫ. Сделка с Мефистофелем как раз и вела к раскрытию в нем АДАМА и ЕВЫ, что привело, вопреки чаяниям Мефистофиля к полной интеграции структуры и Спасению Фауста в финале трагедии.
У.Шекспир "Отелло": Отелло - на фоне глубокой и проявленной АНИМЫ, в начале трагедии заметен едва намечающийся потенциальный конфликт ЦАРЯ и АДАМА, который при помощи уловок Яго раздувается до катастрофической величины.
У.Шекспир "Гамлет": Гамлет - выраженный конфликт ЦАРЯ с ЦАРИЦЕЙ.
У.Шекспир "Макбет": Макбет и леди Макбет - пример "перевернутой пары". У Макбета доминирование ЦАРИЦЫ, при угнетенном ЦАРЕ. У его жены - доминирует ЦАРЬ и АДАМ.
У.Шекспир "Король Лир": Лир - разобщенность фигур между собой плюс сильный конфликт ЦАРЯ и ЦАРИЦЫ. В финале трагедии, в результате испытаний судьбы и любви Корделии, происходит некоторая интеграция в структуре Лира...
Проигрывание классических драматических этюдов с целью коррекции структурных деформаций арканных субстанций
О преобразующем действии проигрывания классических драматических этюдов я писал в статье "Драматургия и режиссура жизненного Пути". Но тогда механизмы подбора этюдов представлялись мне неясными и я опирался исключительно на интуицию. Я и сейчас придерживаюсь позиции, что подбор этюда для конкретного человека - это Таинство и работа здесь по прежнему ведется на интуиции. Ясными становятся механизмы. При вживании в ходе репетиций (и самое главное - общего "потока" спектакля, где разные люди в определенной последовательности играют предложенные им этюды) в образ персонажа возможно несколько эффектов, которые (помимо уже означенного "потока сознания") оказывают преобразующее действие.
1) Человеку с той или иной подавленной арканной субстанцией предлагается роль персонажа с проявленной этой самой арканной субстанцией. Работа на репетиции и в спектакле позволяет снять соответствующую блокировку.
2) Человеку предлагается вжиться в роль персонажа со сходной ему структурной патологией (часто в этом случае появляется нежелание играть именно эту роль - "дайте мне что-нибудь другое, только не это!"). Репетиции и проигрывание приводят к тому, что человек начинает осознавать свою собственную структурную патологию и имеет возможность принять отвергаемую ранее арканную субстанцию в себе такой, какая она есть, что является первым шагом коррекционной работы.
Арканная субстанция - JOKER и пространство САМОСТИ
JOKER является арканной субстанцией, связанной, с одной стороны, с 21 Арканом Таро ("Безумный") (Особенно ярко его черты описаны В.Томбергом в "Медитациях на Таро"), а с другой стороны, с той частью "нефизического" внимания человека, которая, являясь в полном смысле Игроком (с большой буквы) и создает реальность человека и является режиссером его жизненного Пути. Снятие деформаций со структуры АНИМЫ - АНИМУСА, АДАМА - ЕВЫ, ЦАРЯ - ЦАРИЦЫ, осознание JOKERа, переход к позиции импровизации в жизни (JOKER может свободно перемещаться внутри всего пространства, описываемого нашей координатной системой) и является целью Великого Делания. Это - "Камень" (ляпис), тождественный в Алхимии Христу, а у Юнга имеющий параллели с архетипом Самости. Но это уже тема отдельного исследования...
14.07.2003
(опубликована на сервере 14.07.2003)