Л.НАМЕР "Мозг как несообщающиеся сосуды"
"Купец купил пять аршин сукна по столько-то..." – так учили математике в гимназии. Смешно? Устарело? Но вспомним, какие научные и технические результаты получило поколение, обученное таким "дедовским" способом... Вообще на личном опыте и по разговорам с преподавателями математики, физики и химии создается впечатление, что в голове у школьников имеются два несообщающихся сосуда: в одном – реальная жизнь, а в другом – школьная наука. Не будем уж об истории. То, что эту науку можно применять для жизни, то есть для ее понимания и предсказания событий, звучит для школьника как малопонятная шутка. Но почему сложилась ситуация "несообщающихся сосудов" с математикой, физикой и химией? Каждая из этих наук состоит в обычном, бытовом смысле из собственного аппарата, абстракций, методов и т.д. и из применений. Мы, преподаватели, и мы, специалисты в области этих наук, хорошо понимаем, что есть и то, и это, и понимаем, как это все взаимодействует. Но школьник этого не знает...
11.03.03
|
А.ГРУДИНКИН "Нормальны ли образованные люди?"
Вполне возможно, что исключительные способности к оперированию информацией – побочное следствие генетических нарушений... В последнее время внимание ученых привлек так называемый синдром Аспергера, или синдром ученых. Люди, страдающие им, имеют ярко выраженные способности к изучению иностранных языков, они легко запоминают факты, цитаты, даты, виртуозно жонглируют цифрами, но в то же время выказывают вопиющую неспособность к контактам с другими людьми. Исследования коры мозга, проведенные с помощью ядерно-спинового томографа, показали, что пациенты, страдающие синдромом Аспергера, воспринимают чужие лица как неживой объект. "Когда они смотрят в лицо другому человеку, то возбуждается совсем не тот участок большого мозга, что отвечает за восприятие человеческого лица у всех остальных людей, а соседний участок: обычно он распознает неживые объекты. Социальная апатия, характерная для этих людей, обусловлена манерой их мозга обрабатывать поступающую информацию", – отмечает Фолькмар.
11.03.03
|
Е. Шугалей "Книга или компьютер? Как приохотить ребенка к чтению?"
Я получаю очень много писем с просьбами посоветовать, как можно приохотить школьника к чтению, порекомендовать книги, поделиться своим опытом преподавателя и родителя. Сперва о наболевшем – об уважении к ребенку, его Личности, о внимании к себе и об осмысленности наших усилий. Судите сами. Формулировки встречаются разные, в том числе и показательные: от «как отодрать его от компьютера» или от телевизора, как «заставить его читать, чтобы не болтался» - до «мы вырождаемся: моему сыну не интересен Томас Манн, он категорически отказывается его читать, мне просто не о чем с ним разговаривать». Видимо, между этими двумя полюсами не такое громадное расстояние, как кажется. Конечно, можно предположить, что выбор слов – мелочь, и всем ясно, что продиктованы они именно нашей любовью к ребенку и заботой о нем, но... Чтение начинается со слов, выражающих образы, формирует определенное направление мыслей, а они как раз и создают вполне прогнозируемое будущее...
05.10.01
|
Побольше идей для фантазий и рисунков
Метод выражения состояний ребенка и его представлений о своем внутреннем мире через творчество очень хорошо помогает в игровой форме улучшить отношения в семье, в дружеском детском коллективе, в любых формах группового взаимодействия. Взрослые могут открыть много нового не только в своем ребенке, но и в самих себе.
17.09.00
|
Рисунок и фантазия
Обычно процесс фантазирования, то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он избегает, а также узнать, чего ожидать от него в будущем, исходя из перспективы в его фантазиях. В этой связи мы создаем условия, способствующие фантазированию, и используем фантазию как терапевтическое средство и средство познания собственного ребенка
17.09.00
|
Как преодолеть трудности в обучении?
Дети очень эмоционально реагируют на малейшие неудачи, и не всегда могут сами выработать правильную стратегию выхода из таких ситуаций. А между тем, это очень важно - научиться не падать духом при столкновении с трудностями. Если вы поможете ему в этом, научите даже неудачу рассматривать как повод для развития своих способностей, в будущем этот навык пригодится ему в различных жизненных ситуациях. Как лучше это сделать?
17.09.00
|
Дети, метафоры и НЛП
Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются - на языке детской фантазии и воображения.
17.09.00
|
"Использование методов быстрой ауторелаксации в условиях обучения с контролем их безопасности и эффективности"Сергей Кривенков, к.б.н., Юрий Рысев, к.пед.н.
Многие как древние, так и современные методы ауторелаксации для их освоения требуют длительных упражнений и (или) участия опытного специалиста. В то же время есть и приемы, которые можно использовать практически прямо во время урока. К таким, на наш взгляд, относится старинное (восходящее к эпохе друидов) упражнение, носящее условное название «Лестница радуги». Как легко видеть из приводимого ниже его описания, оно к тому же развивает воображение учащихся, позволяет переключить их внимание на емкие зрительные образы - прием, согласно которому человек вызывает (и удерживает) в своем сознании зрительные образы, соответствующие основным цветам спектра - от красного до фиолетового. После глубокого вдоха предлагается как бы «остановить поток мыслей» и произнести следующие фразы (можно «про себя»), представляя себе соответствующие образы: Я - пылающая дверь! Я - оранжевая тыква в поле! Я - желтая слеза Солнца! Я - древний изумрудный лес! Я - синий гребень волны под Луной! Я - фиолетовая глубина моря! Я - камень, спрятанный на дне моря! Возможен, естественно, и быстрый «возврат назад», когда образы представляют в обратном порядке, приводящий к повышенному тонусу и бодрости.
02.04.02
|
"ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ"
"Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности. Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика..."
07.02.01
|
|