Я буду говорить сегодня о двух, может быть, самых предельно важных понятиях нашего опыта: понятии реальности и понятии личности, самости, я. Когда один молодой мой друг, присутствующий здесь, попытался предсказать то, о чем я буду говорить (тема моего выступления — виртуальная магия), он вспомнил свой компьютер, в котором есть или может быть виртуальный диск, или виртуальный драйв, т.е. несуществующий драйв, и представил себе, что речь будет идти о магии, т.е. о влиянии, управлении, контроле, трансформации, осуществляемой неким нереальным объектом или нереальным субъектом. Виртуальная магия — это то управление, то манипулирование всеми нами, которое осуществляется из какого-то нереального пространства. Название моего выступления действительно построено каверзно. Виртуальная магия противопоставлена реальной магии. Восемь методов самоутраты противопоставлены восьми традициям самообретения или самореализации. Так о чем же идет речь? 28.03.05
26K.
Из книги Тензин Вангьял «ЧУДЕСА ЕСТЕСТВЕННОГО УМА. Суть учений Дзогчен в тибетской традиции Бон». Бон представляет собой древнейшую духовную традицию, которая как источник тибетской культуры играла значительную роль в формировании уникальных особенностей Тибета. Из пяти чистых сияний естественного ума возникает неизменное измерение тела, непрекращающееся чистое проявление речи, и целостный просветленный ум. Когда ты действуешь согласно безумной мудрости, ты являешься действительным вместилищем учения Дзогчен. Это прибытие в золотое измерение. В этом измерении все золотое; нет ничего, что не было бы чистым и совершенным состоянием. Если все золотое, тогда нет ничего, что было бы более ценным, чем все остальное, нет ничего, имеющего особую ценность, ибо ценно все. Нет ничего, что можно было бы тайно прятать в своем доме, и нет никаких действий, которые нужно было бы принимать или отвергать. Это высший путь отношений с энергией с точки зрения разнообразия переживаний. 22.09.03
20K.
Если то, что мы видим, лишь отражение того, что на самом деле "там" является набором голографических частот, и если мозг - тоже голограмма и лишь выбирает некоторые из частот и математически их преобразует в восприятия, что же на самом деле есть объективная реальность? 28.07.03
20K.
Человечество давно разделилось на фаталистов и антифаталистов. Если же выражаться более конкретно, то уже в философии Декарта и в его математике порядком считалось то, что можно рассчитать, предсказать, спрогнозировать, – то есть здесь мыслилась ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. А случайность рассматривалась как отклонение от порядка, нарушение порядка, как вещь по существу НЕГАТИВНАЯ. Единственная область, где плюс и минус могли поменяться местами, были человеческие отношения. Случайно потерять кошелек – одно, случайно найти – совсем другое. В прошлом веке о случайности много спорили физики. Повод для дискуссий дала квантовая механика. Возглавляли партии спорщиков два признанных в физике авторитета – Альберт Эйнштейн и Нильс Бор. 24.06.03
12K.
Как относиться к магии? Возникла ли она в результате невежества людей или в результате их способности к приему и передаче сигналов, распространяющихся в определенных физических полях? В последнем случае на магические обряды и ритуалы надо смотреть как на следствие тысячелетних экспериментов, поставленных древними по взаимодействию с этими физическими полями. Обратимся к известным описаниям магических обрядов и рассмотрим те закономерности, которые в них наблюдаются. Знаменитый английский этнолог и религиовед Джеймс Фрэзер, анализируя верования и магические обряды первобытных народов, делает следующий вывод: "Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают действовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй - законом соприкосновения или заражения. 20.05.03
8K.
Погоня за информацией привела к тому, что в выборе своих решений человек стал опираться только на ум, на интеллект, исключив при этом еще две решабельные системы: тело как подсказчика в действии и душу как систему, работающую со сложными ситуациями и явлениями, в условиях недостатка времени, неясности отношений, невозможности вычислений. Таким образом, оказалось, что необходима качественно новая система обучения. Но ее нужно было разработать. Надо было понять, как происходит обучение в природе, у других объектов, в фитоцивилизации, зооцивилизации. Как они передают качества? Как образуются языки? Символьные описания? Как передается база знаний через различные ипостаси памяти? Для ответа на эти вопросы пришлось разрабатывать целый пласт знаний, который помог бы решить задачу устойчивости человека как элемента природы, чтобы он не разрушал мир вокруг себя, был способен к выживанию. Для этого пришлось рассматривать сложные системы - от микро- до макрокосмоса и возможности человека как обучающейся и обучающей системы. 20.05.03
15K.
В апрельском номере журнала «Physics World» опубликована статья американского философа науки Роберта Криса (Robert Crease) с анализом воззрений ученых-физиков на окружающую реальность. Философа интересовали сугубо практические суждения этой категории людей о том, что в этом мире «реально», а что нет. Базой для умозаключений послужил опросный лист с нехитрыми на первый взгляд вопросами: например, «полагаете ли вы реальными Землю, камни, галлюцинации, эмоции, цвета, длину волны, вязкость, кинетическую энергию, гравитационную постоянную, электрон, атом по Бору, массу, действительные числа, мнимые числа...» В общей сложности задавалось около трех десятков вопросов, на которые ответили больше полутысячи физиков. Одни, как на блиц-турнире по шахматам, быстренько расставили галочки в клетках («да», «нет», «не уверен»). У других наивные, казалось бы, вопросы вызвали замешательство. Третьи пришли в ярость и вернули лист нетронутым, не преминув отметить, что философы никогда не умели ставить вопросы правильно... (Любопытно, что коперникову модель Солнечной системы назвали «реальной» и «нереальной» равные доли опрошенных - по 43%. Поровну разделились мнения и о реальности и нереальности волновой функции квантовой системы. Галлюцинации, кстати, считают реальными 40%, эмоции - 49%.) Материалы журнала "Компьютерра" http://www.computerra.ru/" 16.02.03
28K.
Материалы журнала "Знание сила", http://www.znanie-sila.ru" Совсем недавно два американских врача, сотрудники Пенсильванского университета Эндрю Ньюберга и недавно скончавшийся Юджина д'Акили, в своей книге «Почему Бог не уйдет: наука о мозге и биология веры» даже ввели специальный термин — нейротеология для обозначения работ по поиску Бога в человеке. Где можно искать в человеке присутствие Бога? Первое, что приходит в голову — поискать надо в сердце, но, там, увы, только мышцы и никакого намека на всевышнего. Второй пункт назначения, следовательно — голова. Дело в том, что до сих пор головной мозг человека в отличии от других органов по сей день представляет для ученых большую загадку. В сущности американцы не сделали ничего сенсационного — используя однофотонную эмиссионную компьютерную томографию, они анализировали активность разных частей головного мозга. В принципе, такая технология, хоть и дорога, но не нова. Другое дело, что они попросили помедитировать в лабораторных условиях францисканских монахинь и буддийских монахов, регистрируя активность их мозговой деятельности. Выяснилось, что во время молитвы у них с одной стороны резко повысилась электрическая активность в тех частях мозга, которые регулируют внимание (и в том числе, возможно, глубокую медитацию) а с другой уменьшилась в тех, которые ответственны за ориентацию в пространстве. Профессор Ньюберг считает, что уменьшение активности этих отделов мозга объясняется, тем, что человек во время молитвы или медитации отрешается от окружающего мира, погружается в себя. С другой стороны, есть некоторые отличия в мозгу верующих буддистов и монахинь. Мозг последних при молитве активизировался в тех областях, которые контролируют языковые функции. 11.02.03
10K.
С позиций современной науки сохранение и нормальное функционирование нашей планеты в первую очередь определяется иерархией сложнейших информационных связей. С этой точки зрения очень большое прикладное значение имеет изучение различных информационных каналов, позволяющих влиять на механизмы самоорганизации биосферы, способствовать снижению хаоса. Один из подобных каналов известен с глубокой древности и используется уже много тысячелетий: это так называемые места силы. К одной из древнейших архетипических форм относятся и лабиринты. Вместе с каменными кругами они и образовывали древнейшую систему, противодействующую нарастанию хаоса, поддерживающую экологию ноосферы - биосферы, гармонизирующую взаимодействие плотного (материального) и тонкоматериального (информационного) миров. Как уже говорилось, лабиринт представляет собой разновидность мандалы, но мандалы, в которой задано направление движения и имеется открытый вход и выход. Следует отметить что, как правило, сакральное пространство мандалы окружено специальным квадратом защиты (6), его четыре входа закрыты и охраняются специальными Гневными Божествами. Таким образом открытость лабиринтной мандалы делает её посредником между миром сакральным и миром проявленных форм, в котором мы живем. 07.10.02
32K.
Глава и предисловие из второй книги автора "Дао физики" - "Поворотный пункт". Системный взгляд рассматривает мир в терминах зависимостей и объединений. Системы есть интегрированные целые, чьи свойства не могут быть сведены к свойствам меньших единиц. Вместо того, чтобы концентрироваться на основных строительных блоках или веществах, системный подход придает особое значение базовым принципам организации. 13.09.02
106K.
Один из мифов о науке изображает ее как безликое множество наблюдений, экспериментально установленных фактов и попыток их теоретического осмысления, а ученых - как суровых жрецов объективной истины, отринувших все человеческое. Нет ничего более далекого от истины, чем подобное представление. Публикуемая ниже статья лауреата Нобелевской премии Ильи Романовича Пригожина убедительно опровергает подобные заблуждения. И.Р. Пригожин более чем кто-нибудь другой имеет право говорить о роли разума и страсти в науке. Тонкий ценитель и знаток прекрасного, будь то литература, живопись, архитектура или музыка (на фронтисписе многих книг И.Р. Пригожина можно видеть фотографии экспонатов его замечательной коллекции мини-скульптур доколумбовой Америки и Древнего Китая), намеревавшийся в юности стать концертирующим пианистом (по воспоминаниям матери, он научился читать ноты раньше, чем освоил чтение слов), И.Р. Пригожин остановил свой выбор на физической химии. Наука привлекала его красотой идей, не уступающей, а иногда и превосходящей красоту музыкальных образов. Возможно, что особую остроту и широту восприятию И.Р. Пригожина придает то обстоятельство, что покинув вместе с родителями в четырехлетнем возрасте Россию в 1921 году, он впитал традиции двух культур - русской и западноевропейской. И.Р. Пригожин по общему признанию является главой Брюссельской школы исследователей. Нобелевская премия по химии 1977 года была присуждена ему "за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур"; по словам Стига Классона, представлявшего на церемонии вручения Нобелевской премии Шведскую королевскую академию наук, исследования Пригожина в области термодинамики необратимых процессов коренным образом преобразовали и оживили эту науку. С его именем связан блестящий этап в развитии термодинамики необратимых процессов, создание одной из наиболее удачных моделей в теории самоорганизации и химических колебательных систем - так называемого брюсселятора, и новое объяснение необратимости, или стрелы времени. Свой взгляд на природу необратимости времени И.Р. Пригожин излагает в публикуемой ниже статье. Материалы журнала "Знание-Сила", N9, 1997 25.06.02
31K.
Фактом современной познавательной ситуации является то, что категории пространства и времени широко используются не только в естествознании, но и в гуманитарных науках, а также во вненаучных типах знания. Нередко они приобретают форму пространственно-временных параметров или координат, в принципе сводимых к данным фундаментальным категориям. Их концептуальное развертывание проходит при этом в трех разных, но взаимосвязанных вариантах. Так, пространственно-временные термины выступают в ряде ситуаций как метафоры, обязанные интеллектуальной моде и предназначенные для придания теоретикоподобной формы суждениям о предметах, не попадающим в контекст традиционной теоретической рефлексии. В этой связи можно говорить, к примеру, о "правовом пространстве", "пространстве рекламы", "экономическом ускорении" (М. Горбачев) или "времени рукопашного боя" (В. Гроссман). Политическая и экономическая мифология, религиозная и моральная пропаганда, художественная литература - таковы сферы, в которых циркулируют подобные новации. Аналогичным образом в недавнем прошлом философы иронизировали по поводу "теории любви" или "логики мифа"; термины "теория" и "логика" использовались большинством в пиквикском смысле, поскольку мало кто верил в их строгую применимость к таким экзотическим для теории познания объектам. 17.06.02
38K.
Итак, что же такое воображение? Если это - одна из способностей души, основа познания и осознания мира, как учили Кант и Хайдеггер, то она должна не только бытийствовать, но и проявляться - в деятельности человека. Любая деятельность человека, в конечном итоге есть деятельность культурная, поскольку мы давно уже живем только и исключительно в мире культуры. Мы постоянно дополняем свой реальный мир миром воображаемого, расширяя границы своего опыта в мифологической, художественной или проективной реальности. Даже Робинзон, которому повезло больше чем нам, потому что он встретился на своем жизненном пути с девственной ``натурой'', сразу же стал ``окультуривать'' доставшийся ему дар (сомнительный, но ценный, как редкостный опыт). Что делал Робинзон? Он присваивал себе мир, который ему достался в чистом, так сказать, виде. Он создавал мир культуры вокруг себя, при этом создавая его как свой собственный мир. Формами, которые ему позволяли этот мир присвоить, выступали преимущественно формы социальные - пространство: жилище и ``общественные'' места; время: режим, возобновление привычек; общение: поиск Другого и т.д. Основой ``присвоения'' мира выступает, очевидно, деятельность сознания, прежде всего в модусе восприятия, и, непременно, в модусе творчества... 18.03.02
18K.
ВЕРБАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ (ВИ) - это подмена знания сути: устройства предметов, их структуры, или алгоритма процессов и природы движущих сил - на знание названия этих предметов или процессов. В результате этой замены "в сознании людей возникает словесный мираж, который заслоняет и подменяет собой реальность. Рано или поздно жизненный опыт и общественная практика развеивают такие миражи, но иногда они могут держать в плену сознание множества людей на протяжении долгого времени". Негативным следствием этих миражей становится ИЛЛЮЗОРНОЕ ЗНАНИЕ... 13.03.02
20K.
К настоящему времени назрела необходимость в получении точной информации о процессах в функционирующем человеческом организме, как о динамичной, единой системе.
Проблема получения данных о жизнедеятельности органов и систем современной наукой решалась в локальном аспекте, демонстрирующем индивидуальные параметры организма, как предмета исследования: электроэнцефалография, электрокардиограмма, плетизмография, рентгенография и другие методы функционального и графического исследования.
Полученная информация, обладая достаточной подробностью о предмете исследования, не позволяет решать вопросы адаптивных возможностей и реакции систем жизнеобеспечения на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды в период наблюдения. Вследствие этого, что бы составить целостную картину о состоянии здоровья испытуемого, исследователю приходится интерпретировать полученную информацию, что не исключает возможность искажения конечного результата. 28.02.02
21K.
Свежий номер N9 (386) журнала "Компьютерра" http://www.computerra.ru/" Любая революция опрокидывает общество, в котором она происходит, в архаику. Революция информационная - не только не исключение, но даже выпуклое подтверждение этого правила. Правда, архаика, как и хаос, здесь новые - еще неизведанного порядка. И тем они хаотичнее...В очередном исходном хаосе надо провести первичные границы, заново дать всему имена. И мифологическое сознание упорядочивает очередной исходный хаос по своим традиционным матрицам, доказавшим свою надежность в веках и на разных материалах: Хаос и Космос, Добро и Зло, Чужое и Свое... 13.03.01
24K.
Однако определение философии как "любви к мудрости" оставляет за нами выбор "выказать любовь к мудрости" или "обнаружить в себе любовь к мудрости". И это последнее возможно лишь тогда, когда такая любовь может найти объект своего применения не за пределами собственного Я. Это и есть дух, искра божия или талант. Философствование лишь выказывает такую любовь, но отнюдь не предполагает ее наличие к ее объекту в себе самом. То, что поддержали в Хайдеггере его последователи - философствование, - есть удобная среда профессионализма. Однако там, где начинается философствование, где возможна профессия, там нет уже философии. Она снова убегает в иное место, где найти ее сможет вновь посланец с искрой от бога, вовсе не профессионал в выказывании подобной любви. 07.03.01
53K.
"Миллион лет человечество - которое с самого начала было информационным обществом - развивалось экстенсивно. Нынешнее прекращение развития такого типа связано, по-видимому, с исчерпанием необходимого для развития специфического ресурса - информационного. С этим фактом связано и появление Интернета, и возникновение идей информационного общества (хотя, повторяю, таким обществом мы были всегда). Но если нет количественного роста, возникает вопрос: что будет дальше - рост качества или стагнация? Рост качества - это прогресс культуры, образования, науки. Однако разбитая на отдельные специальности наука оказывается совершенно неподготовленной для глубокого влияния на развитие общества, хотя очень эффективно решает сложные частные вопросы. Это - парадокс." 05.02.01
17K.
Возросший уровень знаний и активное воздействие человека на окружающую среду приводит к изменениям в ней намного более быстрым, чем жизнь одного поколения. Биологическая природа человека не приспособлена к таким быстрым изменениям, начинают интенсивно действовать системы информационной защиты и естественный отбор, при этом, конечно, растет и уровень сознания, но более медленно. Биологическая природа человека не приспособлена к таким быстрым изменениям, начинают интенсивно действовать системы информационной защиты и естественный информационный отбор. 19.09.00
29K.
Современные представления о континууме "пространство-время". "Одной из самых плодотворных идей новой физики, основанной на теории относительности, является признание, что время и пространство неразрывно связаны между собой и неразделимы в природных условиях." (В. К. Вернадский) 19.09.00
9K.
Я бы хотел начать с сенситивного тренинга, который является одной из составных частей наших занятий. В самом начале тренинга формулируются его основные принципы. 18.09.00
25K.
Надо начать, наверное, с рождения. Человек рождается. Его сразу же начинают воспитывать. Он рождается, как необыкновенное совершенно целостное существо, абсолютно неосознанное и, можно сказать, абсолютно чистый проводник бесконечного океана знаний. Но это еще не человек. Его начинают воспитывать, то есть делать из него человека - нечто пригодное к употреблению в социуме. Все наши системы воспитания, образования, пропаганды направлены на то, чтобы сформировать определенные механизмы социального поведения человека, "кнопки", на которые можно будет нажимать в определенных случаях. То есть каким-то образом его социализировать. Социум обязательно занимается воспроизводством членов социума. Эта система хорошо отлажена и весьма консервативна. И это естественно, иначе он не мог бы существовать. 18.09.00
29K.
Актуальные вопросы онтологии и футурологии. Общие закономерности построения и развития неживой природы, биосферы, ноосферы. Возможности дальнейшего прогресса. Возможность существования более совершенных систем природы. Искусственный интеллект как закономерное звено всеобщего прогресса.
Опубликовал:
Бирюков Александр Викторович 
Именно в предвзятых мнениях, в предрассудках, и только в них, мы находим основания для наших суждений. Логика, этика и эстетика суть три подобных предрассудка, благодаря которым человек возвышается над животным миром и, опираясь на них, как на сваи, разумно и свободно возводит здание культуры, без вмешательства потусторонних сил и прочих мистических откровений,- кроме того, позитивного откровения, которое человек сегодняшний находит в деятельности человека вчерашнего.
...Таким образом, художники делятся на тех, кто изображает вещный мир, и тех, кто, отталкиваясь от вещности, творит картины. То, что составляет этот, второй план, то есть саму по себе картину, есть нечто чисто виртуальное: картина отображает некую вещность; все, что в ней заключено помимо, уже не вещь, а некое неразложимое и, бесспорно, ирреальное смысловое целое, которому нет прямых соответствий в природе...
Введение в книгу «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ»(Конспект лекций по учебному курсу «Введение в теорию систем и системный подход в психологии», Ленинградский университет, 1983 г.) В работе определяются основные системные категории. Рассматриваются методы анализа и синтеза систем, построения системных описаний, различные варианты и уровни системного подхода. Последовательно проводится применение системного подхода для описания человека. Приложение системного подхода для построения системных описаний психических процессов, систематики множества психических явлений, организации и планирования психологического исследования. 12.12.00
6K.
(целевые модели взаимодействия в многомерных пространствах). Выступление на конференции «Многомерный мир. НЛП: методология и моделирование» в Санкт-Петербурге 27 июня 1999 г. 10.07.00
12K.