Система - греческое слово, буквально означающее "целое, составленное из частей". В другом значений - это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей в целом, определенный взаимосвязями частей. Термином "системный подход" обозначается группа методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями в управлении системами и интеграции знаний. Системный подход применяется ко множествам объектов, отдельным объектам и компонентам объектов.
В процессе анализа система выделяется из среды, определяются состав и структура системы, ее функции, интегральные характеристики (свойства), системообразующие факторы, взаимосвязи со средой. В процессе синтеза строится модель реальной системы.
Человек как предмет познания изучается многими фундаментальными и прикладными науками (Ананьев). Установлены уровни описания: биологический, физиологический, психологический, социологический. Выделению этих уровней в значительной степени способствовало то, что каждому из них соответствует определяющий его целостный объект: биологическому " клетка, физиологическому " организм, психологическому " сознание, социальному " личность. Интегралом этих уровней является Человек.
(По Ганзену В.А.)
Долгое время я не мог определить – чем же я, собственно, занимаюсь. Несмотря на некую внешнюю похожесть моей работы на психотерапию, это явно не была психотерапия. Но и назвать это однозначно духовным подвижничеством тоже невозможно. Быть может – философией – в том смысле, который вкладывал в эти слова Сократ? Тоже не то... Нечто –происходящее как бы между всем этим. Между строк... Сейчас я нашел для этого условное название: я Вспоминал и помогал Вспомнить другим людям Силу. От этих слов веет Кастанедовскими интонациями, хотя и здесь спектр интерпретаций необычайно широк... Само слово «вспоминание» отсылает нас к таким фундаментальным процессам, как память и внимание. Но оперировать ими мы будем в несколько ином разрезе, чем психология и психотерапия. Сразу же постулирую три координаты (три слоя) памяти и внимания: 1. Горизонтальный, 2. Вертикальный, 3. Архетипический. Вертикальный и архетипический, как будет показано далее, - совершенно разные слои памяти и внимания. Итак – горизонталь. Что мы здесь имеем? А имеем мы здесь огромное количество Силы, разбросанной и отданной кому-то или чему-то. Кому же и чему? 08.01.06
37K.
Возможности структурно-эволюционного подхода. "Современный этап развития психологии личности выдвигает ряд кардинальных задач по научному и методологическому осмыслению сформировавшихся подходов и поиску новых принципиальных идей, интегрирующие различные научные направления. В известном смысле можно утверждать, что психология личности переживает своеобразный "кризис роста", подобный кризису физики в начале XX века. На наш взгляд разрешение этого кризиса связано не столько с поиском новых фактов или закономерностей, сколько с новыми методологическими подходами и новым уровнем осмысления сознания человека, как целостной системы." Материалы Института Развития Личности http://www.ipd.ru/" 23.10.01
14K.
В любом экспериментальном психологическом исследовании можно выделить отдельные этапы, которые находятся между собой в отношении строгого порядка. Набор этапов должен быть полным. Ни один из этапов нельзя пропустить, невозможно и изменение последовательности этапов. Поэтому процесс экспериментального психологического исследования может рассматриваться как система. 27.06.01
8K.
Концепции холона и открытой иерархической системы пытаются примирить атомизм и холизм. Некоторые из вышеперечисленных положений могут показаться тривиальными, некоторые основаны на неполных данных, другие нуждаются в коррекции и уточнении. Их назначение – обеспечить основу для обсуждения среди родственных душ в обеих культурах и поиска альтернативы роботоподобным представлениям о человеке. 09.05.01
14K.
Несмотря на большое разнообразие вариантов системного подхода и видов систем существует общий подход к их описанию. В общем определении системы (2.1) использованы понятия множества и отношения. Это дает основание применять в качестве общей основы описания различных систем математическую теорию множеств. В формальной логике основными характеристиками понятия являются объем и содержание, с которыми можно сопоставить некоторые множества. Операции над понятиями во многом аналогичны операциям над множествами. Поэтому в качестве второй общей основы построения системных описаний можно использовать формальную логику. Многие понятия в психологии имеют размытые, нечеткие границы. Их можно описывать при помощи теории нечетких множеств. 27.02.01
13K.
Введение в книгу «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ»(Конспект лекций по учебному курсу «Введение в теорию систем и системный подход в психологии», Ленинградский университет, 1983 г.) В работе определяются основные системные категории. Рассматриваются методы анализа и синтеза систем, построения системных описаний, различные варианты и уровни системного подхода. Последовательно проводится применение системного подхода для описания человека. Приложение системного подхода для построения системных описаний психических процессов, систематики множества психических явлений, организации и планирования психологического исследования. 12.12.00
6K.
Все программы института основываются на инновационном научном подходе, интегрирующем методологию естественных наук, опыт традиционных практик работы с телом и сознанием и социально-ориентированные практические выводы. Научные направления, разрабатываемые в Институте, - эволюционно-структурная психология и кластерная теория интеграции - вошли в учебные пособия и государственную программу «Университеты России», Институт имеетгосударственную образовательную лицензию .
Опубликовал:
Шугалей Елена 
«Чувство, которое я пытаюсь описать, - это переживание вещей и событий в их взаимосвязи; нечто совершенно отличное от обычного неполного восприятия вещей в их отдельности, оторванности от всего остального. Если бы нам удалось перевести западную теорию относительности в плоскость непосредственного переживания, то мы бы получили то, что в Китае и Индии именуется Абсолютом - когда все происходящее есть Дао, а все вещи имеют единую природу, то есть все вещи существуют только во взаимосвязи... Так же, как изучение истории природы вначале представляло собой только классификацию видов, и только недавно туда была включена экология - наука взаимоотношения видов, так и интеллект как целое - вначале не более чем попытка разделить мир на вещи и события. Это подчеркивает независимость и раздельность вещей, нашу обособленность от них, как вещи среди вещей. И только последующей задачей интеллекта есть признание неразделимости связей между вещами, первоначально разделенными, а, следовательно, попытка открыть для себя заново единство (универсальность) вселенной, которая не есть простое множество вещей. Действуя так, интеллект сможет понять свою ограниченность, а также - что только интеллекта недостаточно, что он не может функционировать, не может быть интеллектом без инстинктивного начала в восприятии мира, которому присуще непосредственное знание взаимоотношений между вещами, подобно тому, как мы узнаем, прохладна ли вода, попробовав ее на вкус.» 30.04.01
25K.
"Согласно определению мета-программы - это фильтры восприятия, которые преобразуют входящую информацию до того, как она попадет в сознание. В материалах по мета-программам, которые я встречал, они обычно описываются через речевые и поведенческие проявления и совсем не описываются в терминах закономерностей восприятия. Мне показалось очень интересным исследовать мета-программы как фильтры восприятия..." 16.12.00
28K.
Как только мы что-то кодируем, продолжает ли это оставаться системным? На каком уровне нам следует обратиться к вашему мышлению, чтобы сохранить его системную природу? Для меня невозможно обнаружить никакого нового смысла, скорее это нечто, что мы как бы забыли и нам нужно это вновь открыть. Вопрос в том, как мы возвращаем это назад, в тело? Мы рассматриваем, как система распределяется естественным образом. Мы рассматриваем, как она выходит за пределы, а затем восстанавливает собственный баланс естественным способом. Это холистически (целостно), это системно. 19.09.00
29K.
Кризис научной парадигмы Запада, вскрыв ущербность бинаризма, все-таки крепко забуксовал в неизбывной массе привычных оппозиций: материя-сознание, косное-живое, друзья-враги и т.п. Рациональный Запад приходит к синтезу, опираясь на триадическую структуру. Интуиция Востока позволяет ему исходить непосредственно из целостного представления. Регулирующим фактором в совмещении Востока и Запала оказывается эмоциональная компонента, выраженная такими словами как душа, красота, любовь. Сострадание (сочувствие ) осознаётся как центральная этическая ценность . И России предстоит сыграть в этом синтезе объединяющую роль. 19.09.00
6K.
(целевые модели взаимодействия в многомерных пространствах). Выступление на конференции «Многомерный мир. НЛП: методология и моделирование» в Санкт-Петербурге 27 июня 1999 г. 10.07.00
12K.