Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить таких как Де Квинси, Ван Гог, Логфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо, Дикинсон или Фрейд. Однако, существуют общие способы расширения творческих способностей. 28.09.00
2K.
Мы будем опираться на определение творчества как познавательной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории. Четыре этапа творческого процесса по Уоллесу. 28.09.00
7K.
"Мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, пока есть богатство, борется с монотонностью!" 21.09.00
4K.
Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также "собирание", воссоединение не только личной истории, но и эволюции, эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых "точек равновесия" между двумя противоположными тенденциями развития сознания - тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже "обретает лик", точнее 4 лица, не являясь более недифференцированным "нечто", единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается "живым" и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни. Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре "динамической визуализации" или "визуализации в движении". Трехлетний опыт применения подобных психотехник (в основном, шаманских) показал их доступность, эффективность и особую яркость внутренних процессов, особенно при сочетании с осознанным связным дыханием. 08.12.01
11K.
О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, определяющие наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита введенной в сознание информации. Люди такого рода оцениваются обществом как обладатели талантов и даже гении! Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. В жизни не только таланта, но и так называемого обычного человека временами возникают состояния озарения, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота. А как в обычных условиях вызвать сверхвозможности и всегда ли это возможно и, что очень важно, - допустимо? Сейчас на вопрос "всегда ли" ответа нет. Однако можно вызывать сверхвозможности гораздо чаще, чем это случается в повседневности. Материалы журнала "Наука и жизнь" http://nauka.relis.ru/" 17.09.01
30K.
Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около одной десятой нейронов своего мозга, а вот если бы включить все десять десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, надо отключить часть своего мозга. Психологам и психиатрам известны так называемые "идиоты-гении" - умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-то одной, обычно достаточно узкой области (слово "идиот" здесь надо понимать в исходном древнегреческом смысле: особый, странный). Открыто это явление в конце прошлого века, и с тех пор в научных трудах описано всего около сотни таких случаев... Материалы журнала "Наука и жизнь" http://nauka.relis.ru/" 14.09.01
15K.
«Вы не думаете. Вы просто следуете логике». Нильс Бор - Альберту Эйнштейну (из полемики) Каждому из нас знакомо состояние творчества, когда неожиданные решения, «озарения» помогали нам справиться с какой-либо интеллектуальной задачей - учебной, научной, связанной с нашей профессиональной деятельностью или бытовой. Очень часто эти решения настолько просты, красивы и «очевидны», что трудно представить себе причины их недоступности нашему сознанию в период поисков. Мы начинаем размышлять о задаче в рамках своего традиционного логического способа мышления, в рамках привычных последовательностей интеллектуальных действий, успешность которых подтверждена нашим богатым личным опытом. Если информации недостаточно или ситуация требует нетривиального подхода, эти действия помогают более точно сформулировать задачу и как можно полнее очертить проблемное пространство. Поле решений, как правило, лежит за его пределами. 07.09.01
16K.
Отрывок из книги М. Гелба "Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи", посвященный реализации принципа Curiosita в жизни этого художника. "Желание знать вполне естественно для хороших людей". "Подлинно великая любовь суть порождение подлинно великого знания той вещи, которую любят". Леонардо да Винчи 27.08.01
10K.
Александр Спасский. Какие нотки в голосе необходимы тренеру, чтобы команда за минутный перерыв настроилась на победу? Какой звук должен издать игрок, чтобы партнер в долю секунды его понял? Какое горло следует иметь болельщику, чтобы судья услышал его мнение? Да и вообще, что мы знаем о своем голосе и его возможностях? 01.04.01
3K.
Подобно гению Леонардо, гений Тесла лежит в его способности открывать в природе невидимые принципы или глубинные структуры, а затем применять эти принципы на практике. Используя инструменты психологического моделирования НЛП, мы обнаруживаем некоторые из ключевых когнитивных процессов, лежащих в основе его впечатляющих способностей, и можем понять некоторые невидимые психические стратегии, которые Тесла использовал для совершения своих открытий и изобретений. 13.08.00
21K.
Одним из простых способов определения "проблемного пространства" является сведение их в матрицу с моделью SCORE. Это модель решения проблем, определяющая первичные компоненты, необходимые для эффективной организации информации о проблемном пространстве. Название модели состоит из первых букв английских слов "симптомы, причины, результаты, ресурсы и эффекты". 13.08.00
14K.
Зрение было основным "навигационным" инструментов гениев. Независимо от того, лежала ли способность к визуализации в центре их гениальности, гениальные личности были склонны использовать все остальные чувства и образовывать синестетические связи между ощущениями. 13.08.00
8K.