|
Ю. Крашников "Теоретические аспекты стереографии одного изображения"
Особенностью этого вида стереографии является использование одного изображения, в отличие от использующих естественный механизм восприятия стереопар. До сих пор эта технология применялась только в области рекламы и развлечений. В процессе проведенных исследований были обнаружены некоторые особенности, которые заставляют задуматься над расширением сферы ее применения в область психологии восприятия. [Магические картинки] [15.01.06] |
V-программы: информационные вирусы в человеческом обществе
Структура v-программ, их размножение, влияние на людей. Борьба с v-программами. [Интеллект, восприятие, память] [19.05.05] |
Михаил Вартбург
Зеркальные нейроны «Человек один не может» — заклинал в предсмертном полузабытьи любимый герой Хемингуэя. «Не может, не может» — вторят ему культурологи, социологи, психологи, нейрофизиологи. И вот — удивительная серия экспериментов по изучению так называемой зеркальной рефлексии. [Восприятие] [07.12.04] |
"ЧТЕНИЕ КАК ТРУД И ЧТЕНИЕ КАК ОТДЫХ" Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук
Если Ж.-П. Сартр формулировал ключевой вопрос "что такое литература?", то для нас сегодня главный вопрос – "что нам литература?". Особенно остро он встает в связи с общими историческими тенденциями. Для чего люди используют литературу? Кто читает, что читает, как и с каким отношением и каким эффектом? Как говорили раньше, для утешения или для возвышения? Для эмоций или для личности? Это противопоставление не случайно. Массовая культура, которая в наше время уже преобладает в обществе над иными формами культуры, во всяком случае, количественно, принципиально ориентирована на то, чтобы не оказывать долговременного воздействия на личность. На поверхности взбалтываются эмоции, потом они успокаиваются, и ничего не меняется. Пожалуй, ничто так сильно не тормозит, не сдерживает процессы личностного развития, не консервирует инфантильные, примитивные структуры нашего сознания, как массовая культура. К ней неприменима формула В.Ф. Асмуса "чтение как труд и творчество" – скорее, говорить надо о чтении как отдыхе и упрощении. [Скорочтение] [23.06.03] |
"ВНУШЕННАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ" Ярослав Чумачков (yaroslav67@mail.ru)
Главные причины близорукости - стресс, личностные особенности и... внушение. Ярослав Чумачков врач-офтальмолог, психолог из Саратова, автор книг "Безопасный компьютер" (Саратов, Аквариус, 2001), "Опасный компьютер" (готовиться к изданию). Полностью статью Внушенная близорукость можно прочитать в 7 номере "Техники молодежи" за 2002 год. [Программы для загрузки] [10.12.02] |
Е. Шугалей "Можно ли научить творчеству?" Интервью газете "Под знаком Пси"
В современных информационных условиях человек поставлен на некоторую грань выживания. По схеме доктора Элвина Силверстайна в ближайшие годы человечество будет иметь в 128 млн. раз больше информации, чем в год рождения Иисуса. Все мы ощущаем давление мощного информационного потока и далеко не всегда наше сознание позволяет справиться с ежедневным информационным стрессом, а тем более свободно ориентироваться и управлять им. Современные проблемы требуют и современных способов их решения, желательно комплексных. Как и где научиться качественно новым стратегиям работы с информацией, способам мобилизации своего сознания и психики? На этот и другие вопросы отвечает директор Центра современных психотехнологий г. Санкт-Петербурга, старший преподавателем Московского Психологического Университета (курс динамического обучения и психологии творчества), Мастер НЛП, автор методик развития активного восприятия и динамического обучения Елена Викторовна Шугалей. [Интеллект, восприятие, память] [11.10.02] |
Альберт Валентинов "Шестое чувство - вслепую (для зрения глаза не обязательны)"
Изучение физических процессов, позволяющих некоторым людям "видеть" окружающий мир с плотно завязанными глазами, началось более ста лет назад. Известные физики Дж. Дж. Томсон, О. Лодж и В. Крукс сделали смелое для своего времени предположение, что те редкие маги в ярмарочных балаганах, что удивляют веселящийся народ, не подсматривают сквозь хитро устроенную повязку на глазах, а действительно различают окружающие предметы без помощи глаз. Как? На этот вопрос маститые ученые так и не сумели ответить. Не сумели пока на него ответить и современные исследователи в крупных университетах, научно-исследовательских и технологических институтах многих стран. Пока что наиболее ощутимым результатом этих работ стало обозначение загадочного феномена научным термином - экстрасенсорное восприятие. Иначе говоря, распознавание окружающего мира не с помощью пяти известных органов чувств, а посредством неких полей, окружающих человека и составляющих его информационно-энергетическую ауру. Ведутся такие исследования и у нас. И, пожалуй, отечественные ученые ближе всех подошли к тому порогу, за которым светит разгадка этого явления. [Возможности сознания, творчество и гениальность] [24.04.02] |
Альберт Валентинов "Помню - значит, живу"
Академик Наталья Бехтерева, одна из величайших знатоков мозга, уверяет, что мозг помнит все - всю нашу жизнь по секундам. Но выдает нам только то, что необходимо на данный момент для решения тех или иных задач. И только в редких случаях, например при последних минутах сознания тонущего человека, перед его внутренним взором с быстротой молнии проносится вся жизнь. Можно предположить, что это мозг дает погибающему последний шанс: посмотри, не было ли у тебя какой-либо похожей ситуации, чтобы можно было применить старый способ и спастись. Весь механизм памяти сосредоточен в височных долях серого вещества головного мозга. Сначала увиденная информация по зрительному нерву передается на внешнюю оболочку коры мозга, а затем - в ее внутреннюю область, которая фактически представляет собой "архив" памяти. На это уходит 0,1 секунды. За это время во внутренней области коры происходят электрохимические реакции, которые как бы кодируют полученную информацию, переводят ее в символы, по которым нейроны могут отыскать и выдать обратно нужные "картинки". Они это и делают, когда человек вспоминает: отправляют искомую информацию на поверхность серого вещества, но с гораздо меньшей скоростью - не выше 0,4 секунды. Возможно, эта разница во времени уходит на то, чтобы среди обилия информации отыскать именно ту, которая нужна. Искусство тренировать память пришло к нам из глубокой старины. Наше время обогатило его множеством эффективных приемов, особенно при подготовке разведчиков, у которых память - профессиональное качество. Один из этих приемов - умение отделить главное от второстепенного. Скажем, в любом разговоре главное, что нужно запомнить и усвоить, занимает небольшую часть. Остальное, как говорят ученые, - шумы. Незначащие факторы. Их и надо уметь отсеивать при беседе, чтении литературы, просмотре спектакля или фильма. В противном случае мозг утомляется и степень запоминания падает. Конечно, постоянно отбирать нужную информацию непросто, это требует мыслительных усилий, напряженного внимания, умения сосредоточиваться, но это, как говорится, дело привычки. Этим качеством обладают не только разведчики, но и большинство людей умственного труда. Да и каждый человек может развить в себе эту способность. Материалы "Российской газеты" |
Елена Шугалей "Можно ли развить синестетическое восприятие?"
В научных кругах существует устойчивое мнение (я бы назвала его ограничивающим убеждением), что синестезия - явление скорее уникальное и присущее в разной степени только гениальным Творцам или генетически предрасположенным "обычным людям". Очень может быть, что это убеждение опирается не на научные исследования, а на их отсутствие. Опыт доказывает, что способности к визуализации, к мультисенсорному восприятию, к продуцированию творческих состояний сознания развиваются при их целенаправленной практике (те же одаренные ученые могут служить примером людей, спонтанно развивших определенные качества в условиях постоянного подкрепления). "Мостики" нейронных связей формируются при осознанной и постоянной активизации определенных зон коры головного мозга. Слово "практика" я употребляю в значении, близком скорее к восточной традиции, когда практика подразумевает целостную, последовательную, дисциплинированную систему действий и их осмыслений, "собирание, взращивание и трансформацию". Это отнюдь не линейные система отношений практикующего и его опыта: происходят квантовые скачки в восприятии, "петли" возврата к исходным смысловым формам, переосмысление целей практики на личностном уровне - и коррекция собственных представлений как об изучаемом мире, так и о своем "Я", их взаимосвязи... [Творческие состояния сознания] [19.03.02] |
Наталья СОЙНОВА "Что такое Синестезия?"
Слово "синестезия" происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в противовес "анестезии" -- отсутствию ощущений). Синестезия -- это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус. Слово "синестезия" происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в противовес "анестезии" -- отсутствию ощущений). Синестезия -- это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус... [Возможности сознания, творчество и гениальность] [03.02.02] |
В. Аткинсон "Упражнения в получении слуховых впечатлений"
К сожалению, в современной жизни слишком пренебрегают упражнением слуха; развитый слух может доставить нам и большее развлечение и оказать услуги, так что мы сможем извлечь из него выгоду; слух может развиться в гораздо большей степени, чем какое-либо другое чувство. Он может быть развит упражнениями и соответственным уходом и в то же время запущен при небрежности и невнимании. Индейцы обладают таким удивительным слухом или, вернее, так развили его, что слышат шаги приближающегося врага, приложив ухо к земле. Простой шелест листа или треск сучка отчетливо слышатся ими. Дирижер различает самую незначительную дисгармонию или уклонение от тона или размера в его оркестре и без затруднения укажет сделавшего ошибку. Слепцы, лишенные зрения, развили слух до высших степеней. Он у них так остр или, точнее, у них так развито внимание и интерес к звукам, что они могут назвать предмет, мимо которого идут, по отзвуку своих собственных шагов и таким образом могут отличить спокойно стоящего человека от фонарного столба. Семь упражнений из книги В. Аткинсона "Память и уход за ней" [Упражнения] [16.01.02] |
В. Аткинсон "Упражнения для восприятия зрительных впечатлений"
Девять упражнений для тренировки восприятия зрительных впечатлений из книги В. Аткинсона "Память и уход за ней" /humans/18185 [Упражнения] [16.01.02] |
Упражнения со стереоэффектами восприятия
Перенос навыка создания стереоэфекта при просмотре объемных картинок на другие модели представления графической информации. Незаменим для умения видеть целиком все поле листа при динамическом чтении (точнее, восприятии :-)). [Упражнения] [05.01.02] |
Игры с новыми объектами
Новая информация требует от нас применения совершенно иных стратегий, чем те, которые мы используем при обработке уже знакомых нам единиц. Эти стратегии имеют глубокую физиологическую основу, связанную с инстинктом выживания, и наблюдаются даже в животном мире. [Упражнения] [04.01.02] |
А.Р. Лурия «Формирование и структура внутренней речи»
Из главы «Внутренняя речь и ее мозговая организация» книги «ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ». «Внутренняя речь по своей семантике никогда не обозначает предмет, никогда не носит строго номинативный характер, т.е. не содержит «подлежащего»; внутренняя речь указывает, что именно нужно выполнить, в какую сторону нужно направить действие. Иначе говоря, оставаясь свернутой и аморфной по своему строению, она всегда сохраняет свою предикативную функцию. Предикативный характер внутренней речи, обозначающий только план дальнейшего высказывания или план дальнейшего действия, по мере надобности может быть развернут, поскольку внутренняя речь произошла из развернутой внешней и данный процесс является обратимым.» [Теоретические разработки] [27.12.01] |
ВРЕМЯ ДЛЯ ПРОИСХОДЯЩИХ ВОКРУГ ПРОЦЕССОВ ИДЕТ ДЛЯ НАС С РАЗНЫМ ХОДОМ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИСТАЛЬНОСТИ НАШЕГО ВЗГЛЯДА(по материалам зарубежных научных разработок)
Почему, когда Вы "витаете в облаках", иногда кажется, что время вокруг останавливается? Ученые говорят, что они могут теперь объяснить, почему, когда Вы устремляете пристальный взгляд на какой-нибудь предмет, все другие объекты кажутся нам двигающимися более медленно, чем обычно, а иногда даже останавливаются. Ученые говорят, что подобная иллюзия происходит из-за того, что наш мозг получает зрительную информацию в виде десятков тысяч снимков окружающей действительности, которые делают наши глаза каждый день. Йарроу и его коллеги нашли, что мозг фактически проектирует восприятие второстепенной цели во вторую очередь (подобно тому, как мы в компьютере, работая в графическом редакторе, перемещаем слои рисунков на задний план, а на передний помещаем основную картинку). Они доказали, что для восприятия мозга имелся некий изгиб временных процессов, скорость течения которых зависит от степени значимости наблюдаемого объекта. Это доказательство базировалось на наблюдении за людьми, которых заставляли внезапно смотреть на часы, чтобы оценить текущее время, и спрашивали при этом, что они видели вокруг себя. Оказалось, что мозг предчувствует цель на 50 миллисекунд прежде, чем глаза фактически осуществляют быстрое скачкообразное движение. [Скорочтение] [08.12.01] |
ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ
Если шаманы действительно первыми среди людей получили систематический доступ к трансперсональным состояниям и переживаниям, то их путешествия представляют собой крупнейший шаг человечества вперед, скачок в эволюции сознания. И если способность входить в состояния тонкого, субтильного уровня скрыто присутствует в каждом из нас, то возникает вопрос, в какой степени шаманов можно считать первопроходцами на этом эволюционном пути. Ответ на этот вопрос зависит от точки зрения на эволюцию, и нам поэтому необходимо рассмотреть различные теории эволюции сознания, прежде чем мы сможем определить место шаманов в ней. [Интеллект, восприятие, память] [08.11.01] |
Шугалей Е.В. Перспективы применения методологии НЛП к моделированию процессов динамического обучения" (доклад на 1-й методологической конференции "Моделирование и НЛП", публикация журнала "Реальность и Субъект", N4, 1999)
Цель курса - обеспечение множественности описаний технологии работы с информацией и построение индивидуальных стратегий на основе личностного своеобразия каждого студента. Обогащение индивидуальных карт репрезентативных систем и построение метакарт когнитивных процессов - необходимое условие роста показателей динамики обучения и выработки индивидуальных стратегий управления этим процессом. [Интенсивный курс развития интеллекта и скорочтения online] [07.11.01] |
Натан Эйдельман "Учитесь читать!"
Статья рекомендуется для использования в качестве подготовительного упражнения по технике быстрого чтения [Интенсивный курс развития интеллекта и скорочтения online] [07.11.01] |
"Искусство как наука и наука как искусство"
Изучайте науку искусства и искусство науки Леонардо да Винчи "Поскольку рост знания - это сердцевина всяческого прогресса, история науки должна была бы составлять ядро всеобщей истории. И тем не менее, одни лишь люди науки или одни лишь художники и гуманисты не смогли бы разрешить главные вопросы бытия: для этого нужно, чтобы все эти деятели сотрудничали друг с другом. Наука - всегда необходимое условие, но оно никогда не бывает достаточным. Мы жаждем красоты, и там, где нет милосердия, все прочее бесполезно и бессмысленно". "Выдающаяся заслуга [Леонардо] в том и состоит, что он на своем собственном примере представил доказательство того, что стремление к красоте и стремление к истине отнюдь не исключают друг друга". Сертон [Творческие принципы Леонардо] [31.10.01] |
<> <> |
|
(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006 center@humans.ru |
Программное обеспечение и хостинг |